Лотос когда цветет
1.Цветок лотоса очень красивый и всегда обращен к солнцу.
Ученые объясняют это явление расположением своеобразного светового датчика на цветке.
2.Лотос считается одним из самых древних и загадочных растений.
3.Описания лотоса встречаются в мифах и легендах всех древних народов, населявших нашу землю.
4.Его изображения историки и археологи находят в культурных слоях разных эпох и на разных континентах – Древний Египет, Индия, древняя Греция, Шумерская цивилизация, племена догонов, майя и многих других.
5.Древние египтяне уделяли очень много внимания и почитания этому цветку. Еще в 1881 году при раскопках гробницы фараона Рамзеса 2. Среди антиквариата, золота и драгоценных камней внимание исследователей больше всего привлекли несколько засушенных бутонов лотоса, аккуратно лежащих на самом видном месте. По подсчетам ученых, они пролежали в гробнице около 3000 лет и прекрасно сохранили свой цвет.
ЛОТОС ОРЕХОНОСНЫЙ
6. Всего род Лотос включает в себя 4 вида: лотос орехоносный, лотос жёлтый, лотос каспийский, и лотос Комарова.
7.Последние два вида иногда называют также подвидами лотоса орехоносного.
8. Лотос разводят в Индии и Китае, высевая семена в ил озер и каналов.
9. Сам цветок лотоса считается символом чистоты, ведь он сохраняет свой чистый, ярко нежный свет, появляясь из болотной и илистой воды.
10.Вырастая из воды, он всегда остается сухим, излучая при этом чистоту, свежесть и прохладу.
РОЗОВЫЕ ЛОТОСЫ
11. Розовый лотос — национальный цветок Индии и Вьетнама.
12. Еще в 20 столетии ученым-ботаникам из Боннского университета было научно доказано явление самоочищения лотоса. Этот феномен ученые объясняют особым наноструктурированным состоянием лепестков цветка. В дальнейшем это явление было запатентовано и названо в честь лотоса – Эффект лотоса.
13.Наиболее обширное применение этой технологии получила автомобильная и химическая промышленность, но уже сейчас ведутся разработки по использованию данной технологии в текстильной промышленности. Так что, возможно, в недалеком будущем одежда будет иметь эффект самоочищения.
14.Лотос считается таинственным священным цветком, воплощением Света, символом божественной гармонии.
15.Созерцая совершенную форму лотоса, буддийские монахи погружаются в состояние медитации. Лотос помогает обрести душевное равновесие и ясность сознания.
ЛОТОСЫ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
16. Самые большие лотосовые поля находятся в России, в Астраханской области в дельте реки Волги. До сих пор нет единого мнения, как семена лотоса оказались на Волге.
17.Поистине волшебными свойствами обладают и семена лотоса. В китайских торфяниках однажды обнаружили семена лотоса, возраст которых составлял больше 1000 лет. Когда их посадили, через некоторое время пророс и зацвел цветок.
18.Пока ученые не могут объяснить, почему семена лотоса имеют свойство всхожести на протяжении тысячелетий.
19.Еще в 1933 году в Англии газетные издания пестрели сенсационной новостью, когда в ботаническом саду ботаникам удалось прорастить семена лотоса, возраст которых был около четырех столетий.
20.Тогда ученые усомнились в этом, и провели свои исследования. И им удалось прорастить семена лотоса, возраст которых был более тысячи лет.
21.А американским ученым из Калифорнийского университета удалось вырастить сам цветок лотоса из семени, возраст которого приравнивается к 1300 годам.
22.Но семенами-долгожителями номер один, которые удалось найти ученым, считаются семена из Японии. Их обнаружили в высохшем торфяном болоте, и радиоуглеродный анализ показал — возраст семян около двух тысяч лет. Они в свою очередь тоже проросли за несколько дней.
23.В своих исследованиях ученым удалось в семенах обнаружить фермент, благодаря которому устраняются повреждения в белковой структуре. Этот фермент в семенах лотоса активен независимо от их возраста, то есть, нет разницы, сколько лет семени – 1000 лет или 1 год.
24.Но ученые продолжают свои исследования, так как нет сто процентной уверенности, что именно благодаря этому ферменту семена лотоса бессмертны.
25. Лотос является символом чистоты. Он используется во многих духовных практиках, так как считается, что растение чистит ауру человека и благотворно влияет на его здоровье.
26. Лотос каждый вечер закрывает цветок и прячется под воду, чтобы утром появиться вновь.
27.Согласно легенде, чем более грязная и непрозрачная вода, тем красивее цветок лотоса, когда он появляется.
28. С цветком лотоса вообще полно загадок, и одна из них произошла в китайской провинции Сычуань. В одной из рек, в прямом смысле из ниоткуда, стали всплывать со дна реки изображения цветов лотоса. Сама деревня и река имеют название — Лотос. Легенды о подобном явлении существуют в селении давно, но в наше время это случилось впервые.
БЕЛЫЙ ЛОТОС
29. У тибетских буддистов лотос считают священным. Белый Лотос — непременный атрибут божественной власти. На Лотосе восседает Будда. Обильный дождь из Лотосов полил с неба в момент рождения Будды, и всюду, где только ступала нога божественного новорожденного, вырастал огромный Лотос.
30. Издавна лотос даровал людям не только свою неописуемую красоту, но и вкусную пищу и служил лекарственным средством от многих заболеваний.
31.Первые упоминания о лотосе как о целительном средстве были найдены в древнекитайских источниках.
32. В китайской, тибетской, вьетнамской, индийской медицинах для приготовления лекарственных аппаратов использовали весь цветок.
33.Из каждой части цветка древние лекари могли приготовить разные лекарственные настойки, мази, он поистине служил спасательным средством от многих заболеваний.
34.В древнем Египте, Индии из семян лотоса готовили вкусные лепешки. И в наше время существуют различные рецепты по приготовлению супов, мясных блюд и различных закусок на основе лотоса.
35. Листья этого растения используют вместо спаржи, а из семян делают мармелад. Из цветов готовят чай.
36.Сушеные тычинки лотоса также используются для приготовления ароматического чая.
37. Через три месяца после посадки можно собирать первые листья и цветы.
38.Цветы можно собирать каждые два дня в течение лета и каждые три дня в холодный сезон.
39.Сбор урожая цветов обычно производится вручную в течение трех-четырех месяцев.
40.Семена и семенные стручки можно собирать, когда они становятся черными через 4 — 8 месяцев после посадки.
41.После сушки на солнце в течение двух-трех дней они обрабатываются механическими инструментами для отделения семян и эмбрионов.
42.Корневища созревают до подходящей стадии для еды примерно через шесть-девять месяцев.
43. Цветок лотоса — очень популярная татуировка.
44.Во время печально известной “культурной революции” в материковом Китае художнику Хуан Юн-юю в ходе кампании «критики реакционного искусства” было запрещено заниматься творческой деятельностью. Отстраненный от работы, он бродил без цели и часто спускался к лотосовому пруду. По мере того, как проходили дни и месяцы, его близость с цветами лотоса все возрастала, что побуждало его постоянно рисовать их. Так, в результате им было создано более 8000 зарисовок лотоса.
45.Только в дpевнеиндийском языке лотос имеет более 100 названий. «Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение”, — говорили в Индии.
ФЕСТИВАЛЬ ЛОТОСА
46. В Корее, Китае и Японии есть фестивали лотоса, которые празднуют красоту этого цветка.
47. Священным цветком открытой сердечности считался лотос и в Китае. Он часто изображается утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения.
48. Китайская пословица: «Красный лотос — красивый, белый лотос — грациозный. Свежий аромат касается вашего лица, уменьшая летнюю жару».
49.Существует еще одно поразительное открытие. Когда цветет лотос, а это продолжается на протяжении четырех суток, в дневное время цветок внутри себя поддерживает температуру 35 градусов по Цельсию, а ночью цветок внутреннюю температуру снижает до 9 градусов
50.Ученые смогли объяснить только химические процессы, происходящие при цветении лотоса, но причина изменения температуры остается загадкой.
Записки астраханского натуралиста. Цветы на воде
Мы уже не раз писали про уникальное сокровище дельты Волги, лотос орехоносный, но каждый год, когда начинается сезон его цветения, хочется снова и снова рассказать о прекрасном цветке. Но сегодня вместе с геоботаником Астраханского государственного биосферного заповедника Натальей Литвиновой мы поговорим и о других цветах, которые распускаются на водно-болотных угодьях региона – о кувшинке, кубышке, нимфейнике. Лотосы, кувшинки и нимфейник сняты ведущим рубрики Владимиром Паньковым, фотографии кубышки – Натальи Литвиновой.
В раскатной части Волги лотосы расцвели еще в конце июня, затем цветение постепенно поднималось выше, и вот уже дошло до Астрахани – насколько благоприятен гидрологический режим этого года для лотосовых полей?
Сейчас только конец июля, поэтому делать какие -то выводы о влиянии гидрологических условий этого года на состояние популяции лотоса в целом еще рановато. Началось цветение в обычные сроки, так же и перешло в массовое – как положено, в середине июля. А судить будем «по плодам его», в конце сентября – октябре. Хотя, в целом, такое резкое и раннее снижение уровня проточности и обводненности мест произрастания лотоса, которое наблюдалось в этом году уже в июне – начале июля не внушает особого оптимизма, ведь обсыхание зарослей ни к чему хорошему привести не может.
В прошлом году, когда паводок был на редкость долгим, лотосовые заросли были несколько ниже чем обычно, да и цветки, как мне показалось, чуть помельче – в этом году лотосы будут более крупными и высокими?
Да, половодье прошлого года было более длительным, и цветение лотоса началось тогда чуть позже обычного. Насчет размера цветков – сложный вопрос. По общему впечатлению, цветки в прошлом году были размером несколько меньше обычного, хотя мои измерения не зафиксировали заметных отклонений. В этом году пока все идет хорошо.
Несмотря на то, что в Астраханской области лотос встречается довольно часто, даже в центре города, хотелось бы напомнить, что он занесен в Красную Книгу РФ – с точки зрения науки это оправдано? Что нельзя делать с лотосом?
Начну с того, что делать с лотосом можно и нужно. Любоваться, фотографировать и стараться надышаться нежным тонким ароматом. Беречь и радоваться тому, что нам даровано такое счастье. А срывать цветки, листья и залезать в заросли, ломая все по пути – нельзя. Ведь всего 50 лет назад лотоса в дельте Волги было совсем мало, но тогда люди старались его размножить, берегли (хотя он не был еще в Красной книге). Было понимание важности сохранить это наше каспийское чудо. Теперь его стало много, и нам бы надо радоваться и помнить, как хрупко и уязвимо это великолепие. А то ведь и рыбы в Астраханской области когда-то было очень много…
Кувшинки остаются несколько в тени лотосов, они меньше, не такие яркие, поднимаются не так высоко – но эти цветы тоже заслуживают внимания. Какие кувшинки цветут в Астраханской области? Когда начинается их цветение?
Среди народных названий кувшинки (чаще всего это «белая лилия» или «водяная лилия»), мне больше всего нравится «водная снежинка», мне кажется, оно точнее всего передает красоту и идеальную звездчатую форму ее цветков. На территории Астраханской области встречается два вида кувшинок – белая и чисто-белая (да, порой ученые на удивление неоригинальны в названии своих подопечных). Обе эти водные красавицы украшают наши водоемы своими белоснежными цветками с конца мая до конца сентября. Из очевидных различий этих видов можно отметить размер цветка – у чисто-белой кувшинки цветки чуть меньше (12 см против 15 см у белой), зато намного ароматнее. Вообще, эти виды легко образуют гибриды между собой, поэтому различить их порой очень непросто.
Как размножаются кувшинки? На многих ериках именно кувшинки образуют сплошные заросли на воде, в которых прячутся камышницы и лысухи, на их листах строят свои гнезда крачки, можно ли сказать, что кувшинка имеет ключевое значение для водно-болотных угодий?
Кувшинки довольно неприхотливы к условиям произрастания – небольшая проточность и глубина до 1, 5 метров их вполне устраивают и способствуют активному разрастанию их куртин (которые порой достигают огромных размеров). Более того, если уровень воды понижается критично, они способны «отбрасывать» уже ненужные листья с длинными черешками и отращивать новые с короткими черешками и приподнятыми листовыми пластинами, и продолжать цвести в практически пересохшем ерике. Сочные крупные листья кувшинок (до 30 см длиной), которые формируют плотные островки на поверхности воды, становятся настоящим оазисом для самых разнообразных беспозвоночных и прочей мелкой живности, полакомиться которой уже приходят постояльцы покрупнее – различные пернатые обитатели волжской дельты. Учитывая обилие мест произрастания кувшинок в дельте Волги и высокую экологическую пластичность этих видов, неудивительно, что они играют крайне важную роль в экосистеме водно-болотных угодий.
На мелководьях часто можно встретить оранжево-желтые цветы, поднимающиеся из воды, это нимфейник. Расскажи об этом растении, есть ли в его строении что-то интересное?
Нимфейник очарователен! Только он способен образовывать на поверхности воды настоящие солнечные полянки своими ярко-желтыми нежными цветками, а его листья щитовидной формы с выемчатым краем покрывают прибрежные мелководные участки ериков плотным ковром. И, хотя каждый цветок живет всего один день (и даже отцветает уже после обеда), часто можно встретить небольшие букетики из 2-3 раскрытых цветков уже с новыми бутонами, отходящими из одного узла, поэтому заросли радуют обильным цветением с июля по сентябрь.
Я слышал, что нимфейник даже специально высаживают в декоративных целях около различных бассейнов, около фонтанов – он хорошо приспосабливается к искусственным условиям?
Нимфейник настолько хорошо приспосабливается к искусственным условиям, что в некоторых странах его объявили «персоной нон грата», уж слишком активно он расселяется, вытесняя местные виды. Хотя при разумном контроле этот аскет мира растений является не только высоко декоративным и полностью съедобным для человека и животных видом, но и широко используется в медицине. Нимфейник успешно выращивают не только в прудах, но даже в аквариумах.
Еще один желтый цветок, поднимающийся над водой – кубышка, честно говоря, почти ничего не знаю об этом растении…
Эта мощная водная красавица с плотными желтыми цветками широко распространена в дельте Волги. В отличие от кувшинок, кубышка желтая предпочитает более проточные и глубокие (до 2 м) участки водотоков, но может встречаться и в старицах. Кубышка поразительно холодостойка – ее первые листья и даже бутоны в отдельные годы можно встретить уже в марте, а в декабре мне приходилось видеть ее свежие зеленые листья, вмерзшие в лед. Необычайное впечатление производит корневище кубышки – оно очень мощное, толстое и все покрыто рубцами от черешков листьев прошлых лет. Еще одна удивительная особенность кубышки заключается в аромате ее цветков – они пахнут алкоголем. Такой, прямо скажем, неординарный аромат помогает ей привлекать определенных насекомых-опылителей. А еще кубышка предпочитает чистую воду, поэтому исчезновение ее из водоемов – очень тревожный сигнал.
Я слышал, что какие-то части кубышки местные жители даже едят?
В сыром виде кубышка ядовита, и есть ее можно, только предварительно отварив в соленой воде (в общем, лучше даже не пробовать). Да и с лекарственным применением ее препаратов нужно быть предельно осторожным. А вот из семян кубышки готовят напиток, отдаленно напоминающий кофе.
Лотос – священный цветок Востока
Китайцы убеждены: этот цветок растёт не только на земле, но и на небе, в раю. Лотосы, украшающие райские озёра, в действительности являются душами людей. Растения, в которых воплотились праведные души, всегда цветут и благоухают, а лотосы, в которых оказались грешники, вянут быстро: климат рая им категорически не подходит.
Что представляет собой райский цветок
Этим цветком восхищаются, любуются, перед ним преклоняются: ведь лотос символ богов. В разных религиях он имеет своё значение и означает жизнь, возрождение, чистоту, забвение, мир, плодородие, а некоторые народы рассматривают его как взаимодействие мужского и женского начал.
В реальности этот невероятной красоты цветок является многолетним растением, принадлежит к роду двудольных, является единственным представителем семейства лотосовых и бывает желтого или розового цвета (при этом интересно, что к лотосам также иногда относят белые, красные и голубые кувшинки).
Растут эти удивительные растения только в воде – в дельтах рек, в илистых протоках, заводях, иногда их можно увидеть высоко в горах (например, в Индии этот цветок превосходно себя чувствует на высоте в полтора километров).
Лотосы – растения теплолюбивые, требовательные и растут далеко не везде (из-за чего внесены в Красную книгу): желтый предпочитает водоёмы Южной и Центральной Америки, Ямайки, Гавайских островов, тогда как розовый нередко можно увидеть на территории Азии, в Японии, Индии, добрался до Австралии. Цветёт он и в России – в дельте Волги, на Дальнем Востоке, на Кубани, где на Таманском полуострове расположен невероятной красоты водяной сад: удивительная Долина Лотосов.
Выглядит цветущий лотос следующим образом:
- Среди ярко-зелёных листьев, плавающих на поверхности воды расположен крупный, около 30 см в диаметре, цветок, всегда развёрнутый в сторону солнца. Пахнут цветы лотоса несильно, но чрезвычайно приятно;
- Растение имеет жёлтый венчик, окружённый несколькими рядами лепестков нежного розового или жёлтого оттенков. Тон лепестка возле основания намного насыщенней, чем с края;
- Корневище растения толстое, длинное (у некоторых видов длина может превышать 350 км) – такие размеры цветку необходимы для того, чтобы иметь возможность доставать до дна и извлекать из грунта питательные вещества;
- Лепестки и листья лотоса покрыты восковым налётом, поэтому под солнечными лучами они светятся и переливаются словно перламутр, при этом вода на них не задерживается и скатывается наподобие ртути; Надводные листья лотоса длиной около 70 см поднимаются над находящимися в воде на несколько сантиметров, листья лотоса, погружённые в воду, имеют чешуевидную форму;
- Семена растения похожи на орешки тёмного цвета: они имеют одеревеневшую кожуру с маленьким отверстием для зародыша. Интересный факт: однажды в торфяниках Китая были обнаружены семена, возраст которых превышал тысячу лет. После того как их посадили, цветок пророс и расцвёл.
Представители семейства лотосовых
Несмотря на то что цветущий лотос бывает разных цветов, представителей именно семейства лотосовых существует лишь два вида.
Лотос орехоносный
Значение розового лотоса велико, поскольку означает Будду: когда он родился, на землю выпал невероятной красоты дождь из лепестков этого прекрасного растения. Впоследствии абсолютно все значительные события, происходившие в его жизни, знаменовались появлением небесных лепестков. У индусов розовый лотос означает попытку человека приблизиться к нирване (Будда был первым смертным, кто достиг этого состояния).
Несмотря на то что индийский лотос занесён в Красную книгу России, ореол его распространения обширен: от тропических и умеренных регионов Азии и до Австралии.
Цвести растение начинает во второй половине лета и на протяжении всего периода его лепестки постоянно меняют свой окрас: если вначале они ярко-розовые, то потом постепенно становятся белого цвета.
Несмотря на то, что растение это растёт в основном лишь в тёплых странах, на юге России существует великолепной красоты водяной сад, розовый лотос до того успешно прижился возле Ахатанизовского лимана на Таманском полуострове, что образовал невероятной красоты местность, получившую название Долина Лотосов.
Долина Лотосов полностью покрыта плавающими зелёными листьями. Украшают их нежнейшие розовые цветы, раскрывающиеся на рассвете и смыкающиеся после обеда в плотный бутон. Цветёт розовый лотос около четырёх-пяти дней, после чего лепестки опадают. Благодаря тому, что корневище растения постоянно растёт, на каждом его узле появляются корни, листья и один цветонос, благодаря чему Долина Лотосов цветёт до сентября месяца.
Лотос жёлтый (американский)
Жёлтый цветок распространён на южноамериканском континенте и близлежащих к нему островах. По своим характеристикам этот вид похож на индийский, только надводные листья лотоса более долговечные, а цветок пахнет сильнее.
Кувшинки
К лотосам многие относят кувшинки белого, красного цвета и даже голубой лотос. Красный лотос символ Индии (в книгах он символизирует не только первоначальную природу и чистоту сердца, но и является лотосом любви, сострадания, страсти, словом, в его значение заключены все свойства сердца). Считается, что настоящее живёт в лучах Красного Солнца, а над всем сущим царит Будда Шакьмуни, престолом которого выступает Красный лотос.
А вот древние египтяне считали, что белый лотос символизирует сон и сладостное забвение, поскольку нильский белый лотос в отличие от своих сородичей раскрывался лишь ночью. Тогда как китайцы и японцы до сих пор едят засахаренные корешки этой кувшинки, считая, что белый лотос продлит их молодость и сохранит красоту как можно дольше.
Но наиболее важное значение у древних (судя по книгах) имел голубой лотос – он символизировал бессмертие, поскольку способен был выживать и продолжать свой рост даже после длительной засухи.
Голубой лотос поражал способностью своих семян оставаться жизнеспособными на протяжении долгих лет (голубой лотос у древних египтян часто украшал собой усыпальницы и саркофаги). Китайцы считали, что голубой лотос является символом женской красоты, а индусы пошли ещё дальше: их богиня Брама, создательница вселенной, возникла из цветка лотоса.
Помимо символического, голубой лотос имел ещё и практическое значение: из его лепестков издавна изготавливали духи, различные напитки и курительные смеси. Интересно, что несколько лет назад голубой лотос был включен в России в перечень наркотических средств и его лепестки, и листья оказались запрещены к употреблению.
Правда, через год запрет отменили, но его характеристика как растения, содержащее наркотические и психотропные вещества, а значит, требующее присмотра, осталась.
Лекарственное растение
Занесённый в Красную книгу цветок содержит не только наркологические, но и биологически активные вещества, белок, марганец, медь, масла, витамин С. А потому врачи рекомендуют использовать его настойки как тонизирующее, кардиотоническое, общеукрепляющее средства.
Известно, что древние лекари использовали это растение даже как мочегонное и кровоостанавливающее средство, назначали при сильном истощении или недомогании для стимуляции иммунной системы человека – словом, при лечении болезней голубой лотос (как, впрочем, и другие виды растения), имел немаловажное значение.
Жители азиатских стран выращивают и используют его как овощ: корни варят, жарят, маринуют, едят сырыми, извлекают крахмал, муку и масло. Листья используют вместо спаржи, из семян готовят лакомства, даже делают мармелад.
Как вырастить символ богов
Поскольку этот удивительный цветок является растением, обитающим лишь в водоёмах, мало кому приходит в голову идея разводить лотосы в домашних условиях. Такие любители находятся – мало того, среди них есть экспериментаторы, которым удалось вырастить этот цветок в ванне (правда, потом все равно пришлось отнести растение к пруду).
Чтобы быстрее «проснулся» зародыш, нужно с тупого конца семени лотоса надпилить кожуру, и после этого поместить семена в баночку с водой. Дней через пять из семечка проклюнется росток и начнет расти. Достигнув поверхности воды, росток станет разворачиваться, сформировав небольшой листочек лотоса.
Высаживать растения в водоём нужно лишь в теплое время года, когда исчезнет опасность поздних заморозков (желательно, чтобы температура воды на глубине 0,5 метра была около 30 градусов). Садить ростки нужно только на мелководье, осторожно погрузив в грунт на глубину около шести сантиметров, так чтобы листочки остались на поверхности (иначе молодое растение, не имея возможности закрепиться корнями утонет).
При посадке растения нужно учитывать, что корень может «заснуть» на несколько лет и проснуться лишь тогда, когда для его развития появятся благоприятные условия. Недаром лотос символ возрождения, ведь ему удалось пережить ледниковый период.
Сады романтизма – Лихачев Д.С. “О садах” – Садово-парковое искусство
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 276 133
- КНИГИ 650 244
- СЕРИИ 24 794
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 608 644
© Д. С. Лихачев (наследник), 2018
© Е. А. Адаменко, фотографии, 2018
© Ю. В. Ермолаев, фотографии, 2018
© А. Д. Степанов, фотографии, 2018
© А. С. Степанова, фотографии, 2018
ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2018
Предисловие к третьему изданию
Третье издание «Поэзии садов» выходит без особых изменений. Исправлено несколько неточностей и опечаток, добавлено несколько разъяснений и уточнений. В 1991 г. книга вышла на польском языке: D. Lichaczow. «Poezja Ogrodóv». Ossolineum, 1991.
В 1996 г. книга вышла на итальянском языке в издательстве «Einuudi»: Dm. Lichaèev. «La Poesia dei Giardini». Torino. В следующем году она получила специальную премию фонда Хемберри по садоводческому искусству.
Моя большая благодарность переводчику книги на польский язык Наталии Сакович.
Благодарю от души господина Дж. Ейнауди, субсидировавшего перевод и издание книги в своем издательстве, а также Анну Рафферти, Барбару Рончетти, Клаудию Занчетти и особенно моего старинного друга академика Санто Грачотти за труд по изданию этой книги на итальянском языке. Самая большая моя благодарность Марине Бенцони за инициативу и помощь, постоянно мне оказываемую во всех моих деловых связях с Италией.
Предисловие ко второму изданию
Второе издание выходит со значительными дополнениями. Никаких принципиальных изменений в мою концепцию, рассматривающую стили в садово-парковом искусстве (а только этому и посвящена моя книга) в связи с великими стилями в искусстве в целом, я не вношу. Несколько развита в концептуальном отношении та часть книга, где рассматривается связь садово-паркового искусства конца XIX – начала XX в. со стилем реализма. Думаю, что некоторые мои соображения о садах позволяют понять отдельные особенности смен стилей и в литературе.
Большая моя благодарность тем, кто обратил внимание на некоторые ошибки в первом издании книги: в первую очередь Н. А. Жирмунской, доктору Э. Кроссу (Кембридж), Н. А. Силантьевой и В. Н. Яранцеву.
Благодарю своих японских коллег, переведших и издавших книгу в Японии.
Предисловие к первому изданию
Эта книга – не история садов и не описание отдельных произведений садового искусства. Это попытка подойти к садовым стилям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны. Страны и эпохи, разумеется, взяты не все, а только те, что могут помочь что-то объяснить в особенностях русских садов. Поэтому голландской разновидности барокко уделено больше внимания, чем французскому классицизму, а романтизм занимает в книге самое большое место, ибо его значение в русском садовом искусстве было особенно велико.
«Поэзия садов» – что я имею в виду? Есть польская книга со сходным названием – «Поэт в саду»[1], но в данном случае это совсем не то. «Поэт в саду» имеет в виду творчество поэта в саду и о саде. Меня же интересует другой вопрос: как соотносится творчество поэта с садовым искусством, каким общим стилям, каким стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, а кроме того, разумеется, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта?
Одним словом, моя книга входит в огромную тему о соотношении искусств.
А соотносятся они главным образом на почве общих стилевых тенденций эпохи – стиля в широком, искусствоведческом понимании этого слова.
Моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлежность садов и парков определенным стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзией. В каждую эпоху мы можем заметить определенные признаки «стиля эпохи», которые в равной мере сказываются в садах и в поэзии, подчиняются эстетическим идеям эпохи.
В моих занятиях темой садового искусства большую помощь оказывали мне мои дочери-искусствоведы – Людмила Дмитриевна и Вера Дмитриевна Лихачевы. Их дружеской придирчивой критике, их светлой поддержке я многим обязан в работе над этой книгой.
Всегда жизнерадостная и энергичная Вера трагически погибла 11 сентября 1981 г. Ее светлой памяти я посвящаю эту книгу.
В настоящее время садово-парковое искусство изучается в нашей стране по преимуществу историками архитектуры. Семантика садово-парковых произведений обычно не рассматривается[2]. Это сказывается на особенностях наших реставраций садов и парков. Последние часто лишаются своего содержания, поскольку архитекторов интересуют прежде всего зрительные аспекты садов. При этом даже сама зрительная сторона садово-паркового искусства в известной мере сужается, подчиняется современным вкусам, на первый план выступает интерес к некоей абстрактной «регулярности», понимаемой довольно упрощенно. Сады и парки предстают в основном только как произведения «зеленой архитектуры».
Так, например, Е. В. Шервинский писал: «Садово-парковое искусство представляет собой своеобразный вид архитектуры»[3]. Это было написано в статье, посвященной освоению наследия садово-парковой архитектуры, т. е. для садов и парков всех времен и народов. Далее тот же автор и в связи с той же проблемой культурного наследия писал: «Основной задачей садово-парковых композиций является решение территории как в плановом, так и в объемном отношении»[4].
Далее с некоторой оговоркой автор так обобщает всю историю садово-паркового искусства: все садово-парковые композиции делятся, с его точки зрения, «на две диаметрально противоположные категории»:
а) композиции, основанные на принципе геометрических построений, и
б) композиции, характеризующиеся отсутствием «правильности» и имеющие в своей основе как бы подчинение естественным пейзажам[5].
Аналогичным образом рассматривает садово-парковое искусство П. А. Косаревский. Он пишет, что книга его в основном посвящена «приемам» формирования паркового пейзажа и «приемам» размещения архитектурных объектов в композиции «паркового комплекса». Художественное достоинство «паркового комплекса» рассматривается в книге главным образом с точки зрения «группирования и увязки древесно-кустарниковых растений между собой, а также с рельефом занимаемой парком территории, формой и размером водной поверхности, архитектурными объектами, планировкой аллей и дорог и другими элементами, входящими в его комплекс», и т. д.[6]
В 1975 г. вышла книга Марии Эустахевич «Поэт в саду»[7]. В Англии в конце 1970-х гг. появилась книга о творчестве Александра Попа в соотношении с различными искусствами[8], где бóльшая часть уделена влиянию А. Попа на садово-парковое искусство и анализируется собственное проектирование А. Попом своего сада в Твикенхеме. Выходили книги о цветах и садах в творчестве Шекспира[9] и многие другие, касавшиеся взаимоотношения творчества поэта и садово-паркового искусства. Таким образом, тема взаимоотношения поэта и сада в целом не нова. В данной книге она рассматривается по преимуществу в аспекте общности стилей. Сад «говорит» его посетителю не только значением его отдельных компонентов, но и тем, чем говорит каждый стиль в искусстве: путем создания эстетической системы – системы содержательной, но содержательность которой требует своего совсем особого определения и изучения. Садовое искусство не обладает большим выбором форм. Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с «эстетическим климатом» эпохи.
Поэзия садов
Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый XX века. Его творческое наследие чрезвычайно обширно и разнообразно, его исследования, публицистические статьи и заметки касались различных аспектов истории культуры – от древнерусской литературы, в изучение которой он внес огромный вклад, до садово-парковых стилей XVIII–XIX веков. Его труды востребованы не только в филологической среде: они необходимы историкам, философам, искусствоведам, культурологам. Пример тому – книга «Поэзия садов» (первое издание – 1982 г.). Это не история садов или отдельных знаменитых садово-парковых ансамблей, – сад здесь представлен как универсальная целостная система, выражающая философские и эстетические представления эпохи. Как синтез этих представлений сад теснейшим образом связан с развитием великих стилей в искусстве, с поэзией, живописью, архитектурой, музыкой. Сады, регулярные и пейзажные, рассматриваются в контексте культуры повседневности: сад как место уединения, размышления, увеселения, игры и т. д. «Сады играют особую роль, они нужны для наших сердец, мы слишком сейчас заняты городом», – говорил Д. С. Лихачев.
Оглавление
- Предисловие к третьему изданию
- Предисловие ко второму изданию
- Предисловие к первому изданию
- Введение
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэзия садов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
В настоящее время садово-парковое искусство изучается в нашей стране по преимуществу историками архитектуры. Семантика садово-парковых произведений обычно не рассматривается [2] . Это сказывается на особенностях наших реставраций садов и парков. Последние часто лишаются своего содержания, поскольку архитекторов интересуют прежде всего зрительные аспекты садов. При этом даже сама зрительная сторона садово-паркового искусства в известной мере сужается, подчиняется современным вкусам, на первый план выступает интерес к некоей абстрактной «регулярности», понимаемой довольно упрощенно. Сады и парки предстают в основном только как произведения «зеленой архитектуры».
Так, например, Е. В. Шервинский писал: «Садово-парковое искусство представляет собой своеобразный вид архитектуры» [3] . Это было написано в статье, посвященной освоению наследия садово-парковой архитектуры, т. е. для садов и парков всех времен и народов. Далее тот же автор и в связи с той же проблемой культурного наследия писал: «Основной задачей садово-парковых композиций является решение территории как в плановом, так и в объемном отношении» [4] .
Далее с некоторой оговоркой автор так обобщает всю историю садово-паркового искусства: все садово-парковые композиции делятся, с его точки зрения, «на две диаметрально противоположные категории»:
а) композиции, основанные на принципе геометрических построений, и
б) композиции, характеризующиеся отсутствием «правильности» и имеющие в своей основе как бы подчинение естественным пейзажам [5] .
Аналогичным образом рассматривает садово-парковое искусство П. А. Косаревский. Он пишет, что книга его в основном посвящена «приемам» формирования паркового пейзажа и «приемам» размещения архитектурных объектов в композиции «паркового комплекса». Художественное достоинство «паркового комплекса» рассматривается в книге главным образом с точки зрения «группирования и увязки древесно-кустарниковых растений между собой, а также с рельефом занимаемой парком территории, формой и размером водной поверхности, архитектурными объектами, планировкой аллей и дорог и другими элементами, входящими в его комплекс», и т. д. [6]
В 1975 г. вышла книга Марии Эустахевич «Поэт в саду» [7] . В Англии в конце 1970-х гг. появилась книга о творчестве Александра Попа в соотношении с различными искусствами [8] , где бóльшая часть уделена влиянию А. Попа на садово-парковое искусство и анализируется собственное проектирование А. Попом своего сада в Твикенхеме. Выходили книги о цветах и садах в творчестве Шекспира [9] и многие другие, касавшиеся взаимоотношения творчества поэта и садово-паркового искусства. Таким образом, тема взаимоотношения поэта и сада в целом не нова. В данной книге она рассматривается по преимуществу в аспекте общности стилей. Сад «говорит» его посетителю не только значением его отдельных компонентов, но и тем, чем говорит каждый стиль в искусстве: путем создания эстетической системы — системы содержательной, но содержательность которой требует своего совсем особого определения и изучения. Садовое искусство не обладает большим выбором форм. Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с «эстетическим климатом» эпохи.
Здесь следует учитывать и эмблематическое содержание отдельных элементов садового искусства, и их «психологическое содержание». Первое может быть рассказано, второе — только охарактеризовано. Статуя Меланхолии может быть «рассказана», но меланхолическое настроение, создаваемое в романтическом парке, — только охарактеризовано.
«Обратная связь» с эпохой в садах и парках необычайно велика. Сад — это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. Поэтому сад представляется как в христианском мире, так и в мусульманском — раем на земле, Эдемом.
Искусство всегда есть попытка создания человеком некоего счастливого окружения. Но если в других искусствах это окружение только частично, то в садово-парковом оно действительно окружает. Это превращение мира в некий интерьер. Поэтому в садовом искусстве материалом служат не только деревья, кусты и сады, но и все другие искусства и частично природа за пределами сада, например небо, видимое то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями. Сад всегда выражает некоторую философию, эстетические представления о мире, отношение человека к природе; это микромир в его идеальном выражении. «Каков садовод, таков и сад» — это изречение Тома Фуллера относится к 1732 г. [10]
Говоря о садово-парковом искусстве, мы будем прежде всего не рассказывать устройство и описывать отдельные элементы различных садов, а характеризовать их в связи с «эстетическим климатом» эпохи.
«Эстетический климат» эпохи состоит в эстетических идеях, излагаемых философами, в эстетическом мировидении, сказывающемся в других искусствах, и больше всего в поэзии.
Высокая семиотичность садов Средневековья, Ренессанса и барокко затем падает в садах романтизма, заменяясь их интенсивной эмоциональностью.
С середины XIX в. в садах резко уменьшается и то и другое. Сады начинают восприниматься как архитектурные сооружения, способные возбуждать по преимуществу архитектурные же впечатления. Поэтому садовое искусство, ограниченное пределами возраста деревьев и кустов, постепенно теряет свои связи с эстетическими формациями прошлого в руках реставраторов и практикующих садоводов. Последние, как правило, не стремятся «прочесть» сады как иконологические произведения и восстанавливают их как формальные наборы различных элементов «зеленой архитектуры». Мы это видели выше.
Потеря умения «читать» сады как некие иконологические системы и воспринимать их в свете «эстетического климата» эпохи их создания находится в связи с тем, что за последние примерно сто лет резко упала способность иконологических восприятий и элементарные знания традиционных символов и эмблем вообще. Не будем здесь подробно касаться вопроса о том, почему произошло это падение, но на одну из причин легко указать: это сокращение классического и теологического образования. Восприятие же иконологической системы садов особенно трудно потому, что в садах чаще, чем в других искусствах, давала себя знать скрытая символика, скрытые иконологические схемы. Возьмем хотя бы такой пример. Всем известны радиальные построения аллей, знаменитая трехлучевая композиция садов Версаля. Но очень редкому посетителю Версальского парка известно, что это не просто архитектурный прием, раскрывающий внутренние виды в саду и вид на дворец, а определенная иконологическая система, связанная с тем, что Версальский парк был посвящен прославлению «короля-солнца» — Людовика XIV. Аллеи символизировали собой солнечные лучи, расходящиеся от площади со статуей Аполлона — некоей ипостаси не только солнца, но самого «короля-солнца».
Цветы ничего не возбуждают в нас, кроме зрительных и, очень редко, обонятельных ощущений. Их символика нечасто, и то только попутно, вспоминается нами. Статуи в садах для нас только молчаливые и ничего не говорящие красивые украшения. Встретив в саду статую Вольтера, мы не придали бы никакого значения тому, что она поставлена в саду и непременно в гроте. Может быть, увидев статую Флоры, мы бы догадались, что она имеет отношение к саду, к его растительности, но не смогли бы в совокупности оценить смысл садовых скульптур. Редкий посетитель Петергофа придаст большое значение тому, что самый большой и мощный фонтан изображает библейского Самсона, раздирающего пасть льву, и заинтересуется тем, какое отношение имеют к нему остальные скульптуры каскада. Наше художественное мышление разучилось не только понимать, но и интересоваться символическими и аллегорическими значениями цветов, деревьев, кустов, скульптур, фонтанов, смыслом аллей, дорожек, «зеленых кабинетов», аллегорическим значением прудов, их форм и расположения. Именно поэтому при упростительном архитектурном переустройстве в г. Пушкине Старого сада в 60-х и 70-х гг. нашего века с такой легкостью расстались с Трехлунным прудом, освободили Верхнюю ванну от тесно окружавших ее деревьев и в произвольном сочетании расставили старые статуи, не считаясь со смыслом, который они должны были выражать.
Храм Добродетели. Рисунок из книги И. Г. Громанна «Ideenmagazin für Liebhaber von Gärten, Englischen Anlagen» (Лейпциг, 1798)
Насколько «тематическими» были иногда устройства садов, показывает деятельность Н. А. Львова. А. Глумов в своей книге о Н. А. Львове пишет: «Одной из ранних архитектурных работ Львова была „Александрова дача“ в Павловске. Устройство дачи для своего малолетнего внука Александра Екатерина II поручила его воспитателю А. А. Самборскому, лицу, близкому Безбородко. Обширный сад дачи был задуман в виде своеобразной иллюстрации к нравоучительной сказке о царевиче Хлоре, написанной самой императрицей. На берегах пруда перегороженной речки Тызвы, умело используя особенности участка, Львов построил павильоны, мостики и другие сооружения, посвящая каждое из них отдельным эпизодам сказки и таким образом развивая ее содержание. В 1782 г. Екатерина II подарила Н. А. Львову перстень в две тысячи рублей „за сделание им очень красивых кораблей и других небольших работ для великих князей“. О кораблях, сделанных наподобие судов Петра I для „Александровой дачи“, говорится в поэме Джунковского, а на гравюрах, иллюстрирующих эту поэму, изображены и сами корабли» [11] .
Сад воспринимался как большая книга, как учебное помещение, своего рода «классная комната». Пустой сад не изображался и не воспринимался как эстетическое явление. Сад был всегда «действующим». В этом его разительное отличие от архитектурных сооружений, которые часто ценны сами по себе и, в противоречие со своим практическим назначением, с особенной обостренностью воспринимаются зрителем в тишине, вне городского транспорта и движения пешеходов, вне городского быта, например в Петербурге в белые ночи.
Необходимость изучать семантику садово-паркового искусства в широком плане и в связи с другими искусствами (в частности, с поэзией) и философией будет ясна из последующего.
Существует два типа семантики садов. Первый тип значения садов может быть почти адекватно выражен или объяснен словами. Это различные аллегории, символы определенных понятий, событий, людей, богов, обычно выражаемые в скульптурных или чисто архитектурных памятниках, но и прямо словами — в надписях и подписях. Второй тип значения — это общее примыкание элементов садового искусства к тому или иному понятийно-стилистическому строю. Таковы стиль сада или его части, общее настроение, создаваемое садом или его отдельными элементами, открывающимся видом, растительным и архитектурным окружением, возбуждаемые садом ассоциации. Этот второй тип семантики сада требует значительно более сложного анализа и описательного искусства со стороны искусствоведов.
Смысловое содержание имеет сама форма произведения искусства. Так, Филиппино Липпи помещал голубя Святого Духа в точке схождения перспективных линий, а в более раннее время, в эпоху Средневековья, внутренние монастырские сады не случайно делились аллеями крестообразно на четыре «зеленых кабинета», а в центре схождения аллей (т. е. в центре креста) ставился либо фонтан, символизировавший собой жертвенную жизнь Христа, либо сажался куст роз, символизировавший Богоматерь.
Не все, конечно, в садах является «носителем значений», есть и утилитарные объекты. Однако соотношения, связи, семиотическая роль утилитарных элементов в садах — все это далеко не случайно и также диктуется особенностями мировоззрения эпохи. Даже «отсутствие мировоззрения» есть мировоззренческий факт, тесно связанный с «эстетическим климатом» и идейными течениями эпохи.
Обращаясь к этим лишенным иконологического значения архитектурным элементам сада, мы должны и в них находить особый мировоззренческий смысл. Ни в одном произведении подлинного искусства нет ничего, что бы, так или иначе не обладая иконологическим смыслом, было бы одновременно случайным, не связанным со своим временем. В этом отношении мы должны были бы сказать, что в произведении искусства даже сама «случайность» не случайна, подчиняясь известным законам ее появления, а «отсутствие смысла» есть в какой-то мере смысловое явление.
«Случайности» в произведении барокко иные, чем в произведении романтизма, как и сама невыдержанность стиля в какой-то особой плоскости оказывается его выдержанностью. В этой связи стоило бы сказать и о том, что бездарный творец произведения барокко бездарен иначе, чем бездарный реалист. Это не всегда видно современникам автора, но зато хорошо улавливается по мере отступления стиля в прошлое. Вот почему антикварная ценность произведения искусства часто значительно выше, чем его ценность как чисто эстетического объекта. Это же побуждает нас хранить малейшую особенность старого сада, которая при отсутствии исторической точки зрения на нее могла бы показаться пустой и ненужной.
Можно сказать, что в садовом искусстве есть значения всех характеров: есть надписи, иногда поэтические, есть скульптура, изображающая определенные мифологические и исторические персонажи, архитектурные сооружения, посвященные тому или иному понятию, явлению, лицу (например, обелиски или храмы, посвященные тому или иному богу, памяти умершего или какой-либо добродетели), есть фонтаны со значением или без значения в первом типе, но с непременным смыслом во втором, стилистическом типе, есть гроты и эрмитажи, различные по смыслу, есть даже пруды-памятники, есть исторические и поэтические воспоминания, связанные с садом, но не задуманные самим садоводом, а явившиеся результатом событийного обогащения сада, т. е. появления в саду мест, связанных с какими-то происшедшими в нем событиями, есть отмеченные названием или каким-либо памятным знаком места (рощи, поляны) и т. д. и т. п. Можно сказать, что по характеру своей семантики «муза садоводства» (одна из трех новых, придуманных в XVIII в. в Англии Горацием Волполом) наиболее многоречива и многоязычна.
В своей поэме «Сады» Жак Делиль прямо заявляет, что сады «говорят», «вещают», «ведут разговор», «дают уроки»:
Идеальный телевизор
Arzamas задумывался как проект, в рамках которого мы снимаем на видео лучших исследователей страны и выкладываем на сайт. К сожалению, до многих мы уже не сможем доехать. Но кое-что успели снять другие люди — этих записей меньше, чем хотелось бы, но все-таки они есть. В нашем новом спецпроекте мы собрали высказывания тех людей, кого нам самим было бы любопытно послушать. Все это — записи и съемки разных лет, находящиеся в свободном доступе на YouTube: мы просто отобрали их вручную, написали аннотации, снабдили рубрикатором и удобным каталогом.
Здесь есть выдающиеся ученые, которых снимали много (Лотман, Лихачев, Андроников), и те, чьих записей практически не осталось — лишь несколько минут любительской съемки или отрывок из кинохроники; подробные лекции и целые курсы лекций — и короткие монологи и реплики. Композиторы, актеры, философы, социологи, фольклористы, музыканты, лингвисты, богословы — самые разные люди, от Стравинского до Цоя, от Улановой до Параджанова. Получилось что-то вроде идеального телевизора — если хочется провести пару часов у экрана, лучше делать это здесь.
Этот список неполон — и не может быть полон по определению. Если вы встречали интересную лекцию, удивительное интервью или редкую съемку человека, которого Arzamas уже не сможет снять, пожалуйста, расскажите нам об этом, заполнив форму « Посоветовать видео » или просто письмом на arzamas@arzamas.academy. Если в вашем семейном архиве есть ценные съемки, которые вы никуда не выкладывали и не знаете, как ими распорядиться, — напишите нам обязательно. И приятного просмотра.
- Актер
- Балерина
- Богослов
- Дирижер
- Искусствовед
- Историк
- Композитор
- Лингвист
- Музыкант
- Оператор
- Писатель
- Поэт
- Режиссер
- Социолог
- Танцовщик
- Урбанист
- Филолог
- Философ
- Фольклорист
- Хореограф
- Воспоминания
- Лекция
- Мастер-класс
- Монолог
Фольклорист, филолог и литературовед, профессор Самарского государственного университета. Занималась взаимоотношениями фольклора и литературы, мифа и языка, мифологии и психологии. Вела ставший знаменитым семинар, участники которого изучали проявления мифологического сознания в художественной литературе.
Первая, вводная лекция из курса о фольклоре, прочитанного для психологов, в которой речь идет о том, насколько обычный читатель не понимает содержание фольклорных и сказочных текстов и в чем на самом деле их задача. В частности, упоминаются возраст Елены Прекрасной и Царевны-лягушки; места, в которых находятся смерти Кощея, Самсона и Ахилла; существо, съевшее Красную Шапочку; морально-нравственные качества Ивана-царевича и смысл сказки о Курочке Рябе.
Знаменитый рассказчик, историк литературы и популяризатор лермонтоведения.
В фильме «Загадка Н. Ф. И. и другие устные рассказы Ираклия Андроникова» (1959) автор рассказывает (и показывает), как искал на берегах Арагви таинственные развалины, нарисованные Лермонтовым, и расшифровывал аббревиатуру Н. Ф. И. — адресата нескольких стихов поэта. История о буднях литературоведа оказывается увлекательнее детектива.
Писатель-фронтовик, мастер деревенской и военной прозы; вершина последней — роман «Прокляты и убиты» (1995).
Невероятная беседа с актером Георгием Жженовым о войне, которую они оба пережили. Десять минут с небольшим, способные рассказать о Великой Отечественной больше, чем тонны официозных фильмов и книг.
Актер театра (Киевский театр русской драмы, БДТ, МХАТ, Центральный театр Советской армии) и кино (более 60 ролей).
Олег Борисов объясняет сыну Юрию, как именно он старается работать, рассуждает об искусстве и свойствах памяти, рассказывает о детстве и родном Плесе и горько жалуется: «Я не сыграл Островского, Пушкина, Тургенева, Толстого, Гоголя. А что же я играл?!»
Поэт, лауреат Нобелевской премии. В 1972 году эмигрировал в США. Похоронен в 1996-м на кладбище Сан-Микеле в Венеции.
«В России произошла удивительная вещь: возникло сразу четыре великих поэта»: Иосиф Бродский подробно анализирует творчество Мандельштама, Пастернака, Ахматовой и Цветаевой.
Русский писатель («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи», «Митина любовь» и другие). Лауреат Нобелевской премии 1933 года. Покинул Россию в 1920-м, жил во Франции. Умер в 1953 году, похоронен в Париже.
Официальное заявление, кратчайшее из возможных, сделанное писателем в 1933 году: Бунин благодарит Шведскую академию за присуждение ему Нобелевской премии по литературе и откланивается.
Искусствовед, киновед, специалист по творчеству Андрея Тарковского, автор и ведущая документального сериала «Мост над бездной» — об истории мировой культуры.
Полуторачасовая лекция, прочитанная в центре «Сколково». О наших духовных корнях в cредиземноморской культуре и о гениальной древнеегипетской консервной промышленности; о том, как в Древней Греции сознание определяло бытие; что общего у Гомера с Высоцким; сколько лет нужно, чтобы создать культуру, обслуживающую весь мир; как Олимпиады объединили Грецию; как Аполлон возглавил министерство среднего школьного образования. Прямо посреди лекции на Паолу Дмитриевну гневаются боги.
Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch
Вы здесь
Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Лихачёв Д.С. 1998
Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей |
Лихачёв Д.С. |
Согласие. Москва. 1998. Издание третье, дополненное и исправленное |
471 страница |
ISBN 5-86884-075-5; 5-88149-037-1 |
Книга патриарха отечественной филологии академика Дмитрия Сергеевича Лихачева посвящена проблеме соотношения творчества поэта с садовым искусством, исследует вопрос, каким общим стилям, стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, а кроме того, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта.
Предисловие к третьему изданию
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к первому изданию
Введение
I
Сады Древней Руси и западного Средневековья
Сады западного позднего Средневековья
II
Сады Ренессанса
Сады Барокко
Сады Классицизма
Сады голландского Барокко
III
Русские светские сады XVII века
Сады петровского времени
IV
Начало и происхождение пейзажных садов
Сады Рококо
V
Сады Романтизма
VI
Пушкин и «сады Лицея»
«Темные аллеи» русских усадебных садов
Эклектика в садово-парковом искусстве второй половины XIX в.
Вместо заключения
Список литературы
Список трудов и статей Д.С. Лихачева по теме «Сады и парки»
Предисловие к третьему изданию
Третье издание «Поэзии садов» выходит без особых изменений. Исправлено несколько неточностей и опечаток, добавлено несколько разъяснений и уточнений. В 1991 г. книга вышла на польском языке: D. Lichaczow «Poezja Ogrodöv», Ossolineum, 1991.
В 1996 г. книга вышла на итальянском языке в издательстве «Einuudi»: Dm. Lichaèev «La Poesia dei Giardini», Torino. В следующем году она получила специальную премию фонда Хемберри по садоводческому искусству.
Моя большая благодарность переводчику книги на польский язык Наталии Сакович.
Благодарю от души господина Дж. Ейнауди, субсидировавшего перевод и издание книги в своем издательстве, а также Анну Рафферти, Барбару Рончетти, Клаудию Занчетти и, особенно, моего старинного друга академика Санто Грачотти за труд по изданию этой книги на итальянском языке. Самая большая моя благодарность Марине Бенцони за инициативу и помощь, постоянно мне оказываемую во всех моих деловых связях с Италией.
Предисловие ко второму изданию
Второе издание выходит со значительными дополнениями. Никаких принципиальных изменений в мою концепцию, рассматривающую стили в садово-парковом искусстве (а только этому и посвящена моя книга) в связи с великими стилями в искусстве в целом, я не вношу. Несколько развита в концептуальном отношении та часть книги, где рассматривается связь садово-паркового искусства конца XIX — начала XX в. со стилем реализма. Думаю, что некоторые мои соображения о садах позволяют понять отдельные особенности смен стилей и в литературе.
Большая моя благодарность тем, кто обратил внимание на некоторые ошибки в первом издании книги: в первую очередь Н.А. Жирмунской, доктору Э. Кроссу (Кембридж), Н. А. Силантьевой и В.Н. Яранцеву.
Благодарю своих японских коллег, переведших и издавших книгу в Японии.
Предисловие к первому изданию
Эта книга — не история садов и не описание отдельных произведений садового искусства. Это попытка подойти к садовым стилям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны. Страны и эпохи, разумеется, взяты не все, а только те, что могут помочь что-то объяснить в особенностях русских садов. Поэтому голландской разновидности Барокко уделено больше внимания, чем французскому Классицизму, а Романтизм занимает в книге самое большое место, ибо его значение в русском садовом искусстве было особенно велико.
«Поэзия садов» — что я имею в виду? Есть польская книга со сходным названием «Поэт в саду», но в данном случае это совсем не то. «Поэт в саду» имеет в виду творчество поэта в саду и о саде. Меня же интересует другой вопрос — как соотносится творчество поэта с садовым искусством, каким общим стилям, каким стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, а кроме того, разумеется, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта.
Одним словом, моя книга входит в огромную тему о соотношении искусств.
А соотносятся они главным образом на почве общих стилевых тенденций эпохи — стиля в широком, искусствоведческом понимании этого слова.
Моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлежность садов и парков определенным стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзией. В каждую эпоху мы можем заметить определенные признаки «стиля эпохи», которые в равной мере сказываются в садах и в поэзии, подчиняются эстетическим идеям эпохи.
В моих занятиях темой садового искусства большую помощь оказывали мне мои дочери искусствоведы — Людмила Дмитриевна и Вера Дмитриевна Лихачевы. Их дружеской придирчивой критике, их светлой поддержке я многим обязан в работе над этой книгой.
Всегда жизнерадостная и энергичная Вера трагически погибла 11 сентября 1981 г. Ее светлой памяти я посвящаю эту книгу.