Филодендрон блестящий: описание и фото

Филодендрон в домашних условиях, описание и виды

Автор: Елена Н. Категория: Комнатные растения Опубликовано: 25 февраля 2019 Последние правки: 11 января 2021

  • Прослушать статью
  • Посадка и уход за филодендроном
  • Ботаническое описание
  • Уход за филодендроном в домашних условиях
    • Условия выращивания
    • Полив
    • Удобрение
    • Пересадка
  • Размножение филодендрона
  • Виды
    • Филодендрон золотисто-черный Андре (Philodendron melanochrysum andreanum)
    • Филодендрон блестящий (Philodendron micans)
    • Филодендрон бородавчатый (Philodendron verrucosum)
    • Филодендрон гитаровидный (Philodendron bippenifolium)
    • Филодендрон двоякоперистый (Philodendron bipinnatifidum)
    • Филодендрон краснеющий (Philodendron erubescens)
  • Литература
  • Полезные ссылки
  • Комментарии

Если вы любите крупные лианы, то вам будет интересно прочитать нашу статью о филодендроне, из которой вы узнаете:

  • какие виды и сорта растения можно выращивать в комнатной культуре;
  • где лучше расположить филодендрон и как за ним ухаживать;
  • как пересаживать и размножать эту лиану.

А если вы никогда не слышали об этом растении, то вам стоит знать, что его крупные резные листья умеют предсказывать дождь с большей точностью, чем метеоцентр. Кроме того, филодендрон очищает воздух от бензола и формальдегида, которые содержатся в современных строительных материалах.

Прослушать статью

Посадка и уход за филодендроном

  • Цветение: большая часть видов – декоративно-лиственные растения.
  • Освещение: легкая полутень для видов с зелеными листьями и яркий рассеянный свет для пестролистных.
  • Температура: летом – не выше 25 ˚C, зимой – не ниже 15 ˚C.
  • Полив: между поливами верхний слой субстрата должен высыхать.
  • Влажность воздуха: повышенная, рекомендуются частые опрыскивания листьев.
  • Подкормки: с середины марта и до января 2 раза в месяц слабым раствором сбалансированного минерального удобрения.
  • Период покоя: ярко не выражен, но приблизительно с января до середины марта.
  • Пересадка: весной; молодые растения – ежегодно, взрослые – один раз в 3-5 лет.
  • Размножение: стеблевыми, верхушечными и листовыми черенками с пяткой, некоторые виды – горизонтальными отводками.
  • Вредители: щитовки, трипсы, тля, паутинные клещи, нематоды, мучнистые червецы.
  • Болезни: корневая гниль.
  • Свойства: сок филодендрона может быть ядовитым.

Растение филодендрон (лат. Philodendron) относится к роду вечнозеленых цветковых многолетников семейства Ароидные, насчитывающий по утверждению специалистов Миссурийского ботанического сада около 900 видов. Род является вторым по количеству растений в семействе, поэтому еще не все его представители описаны и изучены. В дикой природе филодендроны встречаются от Мексики до тропического пояса Америки на болотах, берегах рек и во влажных, теплых лесах, а также в Австралии и на тихоокеанских островах, куда, очевидно, были завезены мореплавателями.

Ботаническое описание

Филодендроны обладают удивительным многообразием жизненных форм: среди них встречаются полуэпифиты, эпифиты и даже хемиэпифиты, но в преимуществе своем филодендроны – лазящие растения, эпифиты, использующие для закрепления на опоре воздушные корни. Не зря ведь в переводе «филодендрон» означает «люблю дерево». Если семя филодендрона проросло из почвы и рядом не оказалось дерева, по которому можно карабкаться вверх, растение будет ползти длинной плетью по земле, ориентируясь на тень, отбрасываемую ближайшим деревом, забором или чем-то другим, что филодендрон сможет использовать в качестве опоры. Корни у филодендрона бывают подземные и воздушные. Воздушные делятся на многочисленные короткие и волосистые, которые служат для закрепления растения на опоре, и на более толстые и длинные, используемые для добычи питательных веществ и влаги.

  • Стебли у филодендрона мясистые, у основания одревесневающие, листья очередные, черешковые, большие – в природе иногда до двух метров длиной. Пластина листа может быть в зависимости от вида и сорта овальной, перисто-рассеченной, стреловидной и т.д. На одном и том же растении молодые и старые листья могут отличаться не только по размеру, но и по форме. Окраска листьев тоже разнообразна, но цвет верхней стороны листа всегда темнее нижней. Соцветие филодендрона – початок с восковым двухцветным покрывалом, похожим на капюшон, плод – ягода.

    Некоторые филодендроны вырастают до крупных размеров, и им нужно много жизненного пространства, поэтому их выращивают в оранжереях для украшения вестибюлей, больших залов и зимних садов. Но нас интересует комнатный филодендрон, который не отнимет у вас много места и времени, но при этом освежит и украсит обычную городскую квартиру.

    Уход за филодендроном в домашних условиях

    Условия выращивания

    Расположить домашний филодендрон лучше всего в легкой полутени, куда не попадают прямые солнечные лучи, причем не забывайте, что пестролистные формы растения нуждаются в большем количестве света, чем одноцветные. Позаботьтесь о том, чтобы филодендрон был защищен от сквозняков. Температура в летнее время должна быть не выше 25 ºC, в знойные душные дни опрыскивайте растение или омывайте его листья отстоянной водой, чтобы не допустить их перегрева. Зимой температура воздуха не должна опускаться ниже 15 ºC.

    Влажность воздуха должна быть если и не как в тропическом лесу, то все равно очень высокой, недостаток влажности немедленно скажется на внешнем виде листьев: они станут мельче и проще по форме. Поэтому приготовьтесь к частым опрыскиваниям – этим и отличается уход за филодендроном.

    Полив

    Полив филодендронарастения должен быть организован таким образом, чтобы субстрат долго не оставался сухим, иначе засуха немедленно скажется на декоративных качествах растения – сначала у листьев усохнут кончики, потом высыхают и отваливаются целые листья в нижней части растения. Избыток влаги приводит к тому, что у филодендрона желтеют листья. Желтеет филодендрон, правда, и в некоторых других случаях, например, при перекармливании удобрениями. Воду для полива нужно использовать либо кипяченую, либо отстоянную.

    Читайте также:  Размножение кактусов и суккулентов

  • Удобрение

    В тропических лесах филодендроны питаются экскрементами животных, перепревшей листвой деревьев, продуктами жизнедеятельности насекомых, дождевой водой и растворенной в ней пылью. Комнатные виды филодендронов хорошо отзываются на удобрения с равным процентным содержанием азота, калия и фосфора, но концентрация раствора должна быть слабее указанной производителями на 20 %, причем, чем чаще подкормки, тем слабее должна быть концентрация.

    Период покоя у филодендрона слабо выражен, но приходится на зимнее время, поэтому после нового года подкормку временно прекращают и сокращают полив – до середины марта.

    Пересадка

    Пересаживают филодендрон весной, по мере необходимости: молодые растения – ежегодно, взрослые – один раз в 3-4 года. Необходимостью можно считать слишком тесный горшок или обновление старого грунта. Субстрат для этого тропического растения должен быть слабокислым, легким, пористым, воздухопроницаемым и в то же время питательным.

    Основой для него может послужить грунт для орхидей, состоящий из древесного угля, мха-сфагнума, торфа и коры. К этой смеси нужно добавить перлит или песок, верховой торф и листовой (травяной) перегной. Такой состав обеспечит доступ воздуха к корням и, быстро пропустив через себя воду, будет долго оставаться влажным. Никаких специальных инструкций о том, как пересаживать филодендрон, вам не понадобится: лучше всего использовать метод перевалки, а потом дополнить новый вазон свежим субстратом.

  • Размножение филодендрона

    Размножается филодендрон вегетативно, верхушечными или стеблевыми черенками, а также листом с пяточкой. Срез нужно присыпать серой или углем, чтобы избежать загнивания во влажной среде. Заниматься размножением нужно весной или летом, и лучше всего для отсадки подходят участки растения, на которых уже образовались воздушные корни.

    Для укоренения используется смесь садовой почвы с вермикулитом и песком. Укореняемую часть растения желательно поместить под полиэтиленовый пакет для создания тепличных условий, время от времени полиэтилен нужно будет снимать, чтобы проветрить растение и устранить конденсат. Потом, когда черенок или лист укоренится, его пересаживают в более питательную почву.

    Поскольку и в природе, и в культуре филодендронов слишком много, мы постараемся познакомить вас с самыми известными и популярными видами и формами. Итак.

    Филодендрон золотисто-черный Андре (Philodendron melanochrysum andreanum)

    Высоко декоративный вид за счет своей гетерофиллии (разнолистности): молодые листья мелкие (5-7 см длиной) – сердцевидные, медно-красные, а взрослые достигают от 40 до 80 см в длину (в природе, конечно), по форме – более продолговатые, цвет – бронзово-зеленый с беловатыми жилками и узкой светлой каймой по краю. В домашних условиях требователен в отношении влажности воздуха.

    Филодендрон блестящий (Philodendron micans)

    Это небольшая и компактная лиана. Стебли тонкие, листья до 10 см в длину и до 5см в ширину, бархатистые, молодые – красноватого оттенка, взрослые – коричнево-зеленые. Неприхотлив.

    Филодендрон бородавчатый (Philodendron verrucosum)

    Очень популярен у цветоводов, поскольку невероятно красив: сердцевидные бархатные листья 15-20 см в длину и 10 см в ширину растут на черешках, густо усеянных бородавчатой щетиной. Проблема вида в том, что он плохо переносит сухой воздух.

    Филодендрон гитаровидный (Philodendron bippenifolium)

    Тоже востребован в культуре. Листья его, по форме напоминающие известный музыкальный инструмент, достигают 40-50 см в длину. Растение некапризно и уже послужило основой для выведения нескольких гибридов высокой декоративности.

    Филодендрон двоякоперистый (Philodendron bipinnatifidum)

    И филодендрон Селло (Philodendron selloum). Несмотря на внешнюю схожесть, которая многих вводит в заблуждение, это два разных вида. Представляют собой крупные лианы с одревесневающим мощным стволом. Двоякоперистый филодендрон – большая редкость, а филодендрон Селло в культуре распространен широко.

    Филодендрон краснеющий (Philodendron erubescens)

    Самый известный среди цветоводов вид, послуживший базой для селекционеров, удачно выведших с его участием множество сортов. Ствол лианы красно-зеленого цвета, с возрастом, когда одревесневает, превращается в серо-золотистый. Черешки листьев у основания темно-красного цвета, листья 25-30 см в длину, шириной 15-20 см. Покрывало, прикрывающее ароматный початок белого цвета – 15 см длиной, темно-пурпурное. Растение совершенно неприхотливо, переносит и редкий полив, и плохое освещение, и недостаточную влажность воздуха.

    Кроме вышеперечисленных, выращиваются в культуре и такие виды филодендронов, как филодендрон стрелолистный, филодендрон чешуеносный, филодендрон капленосный, филодендрон изящный, филодендрон плющевидный, филодендрон дольчатый и многие другие.

    Филодендрон цветок. Описание, особенности, виды и уход за филодендроном

    Ложный Филодендрон. Ученые запутались в классификации растений рода. Они относятся к Ароидным. В семействе 3 000 трав, кустов, деревьев. Филодендронов среди них 900.

    Однако, произрастают они в джунглях, что затрудняет изучение. Путает ботаников и изменчивость вида. Нет четкого, совпадающего для всех классификационного признака.

    На фото филодендрон лазающий

    Устояться во мнениях мешает, так же, малый срок изучения Филодендронов. В культуре они лишь 150 лет назад. Тем любопытней познавать растения джунглей. Приступим к описанию, актуальному на сегодняшний момент.

    Описание и свойства Филодендрона

    Филодендрон домашний, как и дикий, можно распознать по двойственности листьев. Нижние имеют форму сердца. Верхние пластины перистые. То есть, по мере роста, листья Филодендрона расщепляются.

    Явление, пока, не объяснено учеными. А вот с «потением» героя статьи они разобрались. Раньше, считалось, что появление на листьях растений капелек воды – предсказание начала ливней.

    Читайте также:  Малина Атлант: сортовая характеристика, выращивание и уход, сбор урожая

    Однако, потение Филодендронов, скорее, их итог. Капли воды на зелени – способ избавления от лишней влаги. Видите «росу» на листьях своего Филодендрона? Сократите полив и влажность воздуха.

    Объединяет Филодендроны и едкий сок. Он выделяется на сломах и срезах стеблей, а так же, из растертых листьев. Жидкость содержит едкие соли. Они вызывают кожные реакции, раздражают слизистые.

    Краснеющий филодендрон

    Так что, уход за Филодендроном сопряжен с риском. Размножают, к примеру, растение в перчатках. К тому же, приходится держат кусты подальше от питомцев и детей.

    Филодендрон на фото цветет? Значит, снимок сделан в естественной среде. В домашних условиях растения рода бутоны не формируют. Но, Филодендроны ценят за зелень.

    Листья не только эффектные, крупные, но и перерабатывают формальдегиды. Это газы. Они выеляются организмом, содержатся в бытовой химии, выхлопных газах, коврах, обивке мебели и табачном дыме.

    Медики утверждают, что формальдегиды раздражают носоглотку. При переизбытке в атмосфере жилища газы провоцируют, к примеру, развитие астмы и опухолей. Вот и причина заиметь Филодендрон в домашних условиях.

    В природе растения рода – лианы. Они свисают с ветвей тропических деревьев. Для комнатного цветоводства предложены гибридные сорта, то есть, полученные межвидовым скрещиванием.

    Это ползучие растения или варианты с мощным и сильноизогнутым стеблем. От предков домашний цветок Филодендрон взял висячие корни. Они дополняют основные, выходя из узла ствола.

    Филодендрон селло

    Воздушные корни необходимы лианам, дабы черпать влагу из воздуха. Формируясь на ветвях деревьев, дикие Филодендроны не сразу дотягиваются до земли. К особенностям Филодендронов относится так же способность формировать новый лист посередине старого. При этом, нижняя пластина отмирает лишь у части видов.

    Посадка и размножение Филодендрона

    Раз Филодендрон – растение, не цветущее в комнатных условиях, приходится размножать его вегетативно. Обычно, берут черенки. На них должно быть 2-3 узла роста. Срез обрабатывают толченным углем. Он блокирует гниение. В почву черенок втыкают под углом примерно в 45 градусов.

    Грунт для Филодендрона можно составить, пользуясь несколькими «рецептами», не говоря о готовой земле для тропических лиан из магазина. Можно смешать в равных долях дерн, речной песок, компост и экстракт кокоса.

    Подойдет, так же, комплекс из равных количеств субстрата для орхидей, торфа, листового перегноя и крупного песка. Можно, так же, взять 3 части грунта с садового участка, прибавив к нему 2 доли торфа и 4 древесной коры. Во всех случаях нужен дренаж. На его роль подойдут керамзит, битый кирпич, галька.

    Саженцы филодендрона селло

    Для размножения Филодендрона подходят как срединные, так и верхушечные черенки. Последние требуют подготовку к посадке. Срезы закапывают в землю, накрывают ветошью и убирают в темное место. В помещении должно быть тепло.

    Доставать и сажать зеленые черенки, рекомендовано через 2-4 недели. После посадки, какими бы ни были побеги, их накрывают прозрачным пакетом. Он служит тропическому растению парником. Снимают пленку лишь для полива. Его осуществляют раз в 3-4 дня.

    Черенок с корнями можно получить еще до среза с родительского куста. Достаточно сделать лишь надрез и обвязать его влажной ветошью. Это натуральная ткань.

    Если постоянно опрыскивать ее, на стволе вскоре появятся корни. Черенок отделяют уже с ними, перенося в постоянный горшок. Правда, накрыть пакетом требуется и ветвь с корнями. Приживется такая всего за неделю.

    Уход за Филодендроном

    Раз решено купить Филодендрон, нужно подготовить для него помещение без сквозняков. Имеются в виду любые потоки холодного воздуха, даже от кондиционера. Температура в комнате должна держаться в пределах 18-26-ти градусов.

    На фото цветение филодендрона

    Зимой верхняя планка – 22 по шкале Цельсия. Световой режим тоже средний. Привыкнув быть под сенью тропического леса, виды Филодендрона привыкли и к рассеянному свету, пробивающемуся сквозь кроны деревьев.

    Под прямыми лучами солнца растения рода получают ожоги. Тень цветам тоже не по нраву. Филодендроны начинают бледнеть и вытягиваться в попытках «нащупать» свет.

    Филодендрон комнатный способен вбирать воду не только корнями, но и листьями. Неспроста же их пластины столь обширны и велики. Поэтому, кроме основного полива обязательно опрыскивать кусты. Важно отстоять воду.

    Хлор Филодендроны губит. Выветривается элемент за 2-3 часа. В виду любви к влаге Филодендроны держат подальше от батарей. Идеальным помещением считается кухня. В ней достаточно света, жара и влаги. Последние выделяются при готовке.

    Подкармливают героя статьи круглогодично. Зимой удобрения вносят 1 раз в месяц, а летом раз в неделю. Добавки закладывают в землю после обильного полива. Берут комплексные удобрения.

    Филодендрон ред

    В них органика совмещена с набором минералов и микроэлементов. Смеси продают в садоводческих и цветочных магазинах. При достаточном питании лианы растут круглый год, быстро набирая зеленую массу.

    Виды и сорта Филодендрона

    Для дома, обычно, берут Филодендрон «Лазящий». Он хорош в качестве ампельного растения. Под ампельным понимают свисающие побеги. У «Лазящего» вида они неприхотливые, длинные, с ярко-зелеными листьями. Они опушены и слегка красноваты. В общем, декоративность сортов вида на высоте.

    В природе листья «Лазящего» вида достигают в длину полуметра. В квартирных условиях размер сокращается до 9-15-ти сантиметров. Примерно на 10 сантиметров больше длина пластин «Краснеющего» Филодендрона.

    Читайте также:  Чем подкормить орхидею – основные правила удобрения растений в домашних условиях, лучшие магазинные препараты и народные средства

    Цветок филодендрон скаденс

    Его побеги устремлены вверх, не склонны ветвиться. Красоту растений вида представляют не только листья, но и их черенки. Они алые, за что Филодендрон и получил название. Наиболее популярен в группе лазящих сорт «Филодендрон Сканденс».

    Филодендрон «Краснеющий» — редкий представитель рода, любящий тень. Так что, растение подходит для квартир с северными окнами и темных уголков домов.

    Филодендрон «Ред», как еще называют «Краснеющий», нуждается в опоре побегов. В цветочных магазинах продают специальные проволочные каркасы. Но, можно сделать подпорки и самостоятельно из досок или того же металла.

    Филодендрон атом

    Филодендрон «Атом» похож на куст. Растение идеально для небольших помещений, поскольку и само невелико. К тому же, в отличие от большинства Филодендронов, «Атом» медленно набирает зеленую массу. Листья сортов вида завиваются, придавая кустам курчавость. Как и «Краснеющий» Филодендрон, «Атом» терпелив к полутени.

    Филодендрон «Селло» относится к деревьям. Среди культивируемых представителей рода оно самое масштабное, раскидистое и до 3-ех метров в высоту. Листья соответствуют размерам дерева, во взрослом состоянии сильно рассечены. Доли зелени доходят почти до центральной жилки.

    В уходе Филодендрон «Селло» особенно требователен к свету, предпочитает максимально яркий но, при этом, рассеянный. Можно ставить дерево рядом с южными окнами, «разбавляя» лучи тюлью.

    Филодендрон гитаровидный

    Филодендрон «Гитаровидный» относится к лазающим. За счет изгибов на опоре вид смотрится не столь внушительно, как «Селло». Меж тем, длина «Гитаровидных» сортов тоже равна примерно 3-ем метрам. Имя виду дано благодаря форме сердцевин листьев. Их рассеченные лопасти подходят к области, напоминающей очертаниями гитару.

    «Гитаровидные» сорта неприхотливы, даже сухой воздух терпят, чего не скажешь о «Бородавчатом» Филодендроне. Тому подавай влажность от 70%. Листья представителей вида изумрудного тона, сердцевидные, с бархатистым пушком снизу пластин.

    Волоски отливают бронзой. В природе растение является лазающей лианой. Культурные гибриды есть и стоячие, признаны самыми красивыми среди Филодендронов. Однако, побеги «Бородавчатых» сортов ломкие. Мыть растения под душем, к примеру, не рекомендуется.

    Болезни и вредители Филодендрона

    Для начала разделим понятия болезни и вредителей. Последние – сторонние грибы, насекомые, микроорганизмы, приходящие из вне. Болезни – итог внутренних проблем. Так, светлые листья свидетельствуют о переизбытке солнца, а стеблевая гниль о переувлажнении.

    С последней, к примеру, борются, пересаживая цветок в новый горшок. Вазоны Филодендрону, кстати, нужны высокие, но узкие. Пересадив загнивший куст, нужно ограничить полив, опрыскивание и поднять температуру воздуха в комнате.

    Семена филодендрона

    К вредителям Филодендрона относятся тля, паутинный клещ, трипс и щитовка. Последняя напоминает блоху, способна размножаться без участия мужского пола, причем, быстро. Увеличивая численность, колония выпивает из растения все соки.

    Кроме специализированной химии из магазинов, с щитовкой борются настойкой табака и раствором хозяйственного мыла. Обработку ими совмещают с ручным удалением насекомых.

    С тлей борются зольно-мыльными опрыскиваниями. Насекомые питаются исключительно соком молодой зелени. Поэтому, тля концентрируется на верхушках побегов. Их стоит обрабатывать наиболее тщательно.

    На 10 литров воды берут 300 граммов золы. Ее смешивают с жидкостью и кипятят полчаса, добавляя в конце 40 граммов хозяйственного мыла. Если делать только мыльный раствор, как в случае борьбы со щитовкой, на 10 литров воды потребуются 300 граммов хозяйственного бруска.

    Паутинных клещей тоже поливают мыльным раствором. Альтернатива – разведенное средство для мытья посуды. Однако, такие опрыскивания уничтожают насекомое лишь частично.

    Добивают клеща, помещая вместе с растением под полиэтиленовый колпак. Предварительно Филодендрон нужно обильно полить. Клещи не выдерживают ни влагу, ни высокую температуру, а жар под парником обеспечен.

    Филодендрон Ксанаду

    Небольшие поражения трипсом канут в лету после нескольких обработок отварами перца или горчицы. Из магазинных инсектицидов подойдут «Зета», «Интавир» и им подобные.

    Специальные средства, как правило, комплексного действия, по крайней мере, против насекомых. Поэтому, указанные инсектициды пригодятся и при борьбе с клещом, тлей и щитовкой. Это удобно для цветоводов, затрудняющихся определить принадлежность поедающего Филодендрон паразита.

    Поэма «сады» жак делиль

    «Сады или искусство украшать сельские виды». Сочинение Жака Делиля

    Поэма «Сады» Жак Делиль. «Сады, или искусство украшать сельские виды»

    Поэма “Сады” — гимн садово-парковому искусству, которое в галантном XVIII веке стало занимать одно из ведущих мест в художественной культуре Европы. В этом столетии европейские монархи соревновались между собой в изысканности своих садов и парков, на устройство которых тратилось больше денег, чем на строящиеся дворцы и замки.

    Эта поэма имела в России в начале XIX в. огромный успех.

    Жак Делиль. Поэма «Сады»

    Песнь первая
    Песнь вторая
    Песнь третья
    Песнь четвертая

    Жак Делиль — А. Воейков

    Творчество известного французского писателя и поэта, воспевшего искусство создания сада — Жака Делиля.
    Французский садовник XVIII в. Жак Делиль (1738-1813) прославился тем, что свое представление о гармоничном саде он воплотил не только в созданных им садах, но и облек в стихотворную форму. В своей поэме «Сады» Жак Делиль прямо заявляет, что сады «говорят», «вещают», «ведут разговор», «дают уроки». «Сады» Жака Делиля без всякого преувеличения можно назвать стихотворным пособием по ландшафтному дизайну, как сейчас принято называть садовое искусство. Советы Делиля, облеченные в яркую, образную форму, звучат сегодня как нельзя более актуально. Судите сами:

    Мне светит Флоры взор: я буду петь сады!
    Я расскажу о том, как весь пейзаж окрестный,
    Возвышенный искусств гармонией чудесной,
    Неузнаваемый приобретает вид
    И восхищает взгляд, и душу веселит,
    А зданья стройные своей архитектурой
    Увенчивают то, что создано натурой.

    Искусство тонкое, что опишу я вам,
    Восходит к прошлому, к далеким временам.
    С тех пор как человек пахать обрел уменье,
    Украсить дом и двор он ощутил стремленье
    И стал вокруг себя сажать для красоты
    По вкусу своему деревья и цветы.

    Итак, начну я песнь, Филиппом вдохновленный.
    Сюжет меня ведет на путь определенный.

    Ведь каждый сад — пейзаж, и он неповторим.
    Он скромен иль богат — равно любуюсь им.
    Художниками быть пристало садоводам!

    Но действуй не спеша и, прежде чем дерзнуть
    Лопатой грубою земли поранить грудь,
    Вглядись в нее любя и, лишь найдя изъяны,
    Берись их исправлять, как лекарь лечит раны.
    Во всем, всегда, везде природе подражай!
    Случалось ли тебе порой увидеть край,
    В котором было все — такое совершенство,
    Что ты почувствовал и трепет, и блаженство?
    Навеки в памяти его запечатлей.
    Как улучшать поля — узнаешь у полей!

    Есть много чудных мест, украшенных на диво.
    Какое предпочесть, решайте справедливо…

    В России северной свирепствуют метели,
    Но мощные леса, их кедры, сосны, ели,
    Мхи и лишайники во мгле морозных зим
    Стоят зеленые под слоем снеговым.
    Умение и труд там все превозмогают.
    Огонь с морозами бороться помогает,
    И Флора юная приходит в свой черед
    Туда, где сам Вулкан Помону бережет.
    Великий мудрый царь принес в народ науку;
    Он над страной простер властительную руку,
    В борьбе со стариной верша свои труды.
    Вкусят потомки им взращенные плоды.

    Читайте также:  Уход за Мятой в домашних условиях: 7 важнейших правил, размножение, фото сортов

    Китай нас поразит и странностью растений,
    И необычностью затейливых строений,
    Изгибом мостиков, и пагод высотой,
    Фарфором, росписью и красок пестротой.

    Чаруют в Турции, в садах ее восточных
    Фонтанов звонкий плеск, журчанье вод проточных,
    Сквозных беседок тень, кусты цветущих роз,
    Пьянящий аромат, кружение стрекоз
    Над влажным мрамором бассейнов, обрамленных
    Толпою томных дев, жарою утомленных.

    Вкруг замка — парк, а в нем — высокие аллеи,
    Лужайки светлые, тропинки, что, белея
    Среди густой травы, притягивают взгляд
    И в глубь кудрявых рощ приветливо манят.
    Там кроны тополей, верхи дубов могучих
    Над светлым кружевом ив и берез плакучих
    Темнеют сотни лет на склонах древних гор.
    Шумит под ветром их многоголосый хор,
    И ветви пышные с годами не редеют,
    А поднимаясь ввысь, растут и молодеют…

    Коль хочешь разбивать, сажать и строить сад,
    Постигни раньше край, узнай, чем он богат;
    Тогда возможности используешь умело,
    И принесет плоды затеянное дело.

    И сад становится прекрасней год от года.
    Творенье ваших рук, он все-таки — природа.

    Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,
    Все сразу поместить — беседки, гроты, замки,
    Часовни, пагоды… Пленить стараясь всех,
    Лишь осуждение ты вызовешь и смех.

    Но не впускайте в сад холодного металла!
    Природу оскорбит вторженье топора!
    Она — художница, и кисть ее добра.
    Как строен и пушист высокий, гордый ясень:
    В нем ветка каждая, в нем каждый лист прекрасен.
    А ножницы… Нет, нет, не троньте! Он живой!
    О, нимфы, прочь скорей! Над вашей головой
    Опасность страшная! Но — кончено… Свершилось!
    Верхушка пышная поникла и свалилась,
    А ясень застонал. Он без вины казнен.

    О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна
    В Эдем, в единый сад была превращена!
    Но вот что надо знать любому садоводу:
    Есть два лишь способа преображать природу:
    Один рассчитанностью линий покорять,
    Другой — нежданными картинами пленять.
    Но — надо выбирать: они несовместимы.
    Тому попробуем примеры привести мы.
    Один являет нам симметрии закон.
    Изделия искусств в сады приносит он.
    Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,
    Из геометрии взяв строгие фигуры,
    Деревья превратит в цилиндры и кубы,
    В каналы — ручейки. Все у него — рабы.
    Он — деспот, властелин, надменный и блестящий.
    Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,
    Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
    Считая госпожой естественность одну.
    Что ж, может быть, они по-своему и правы…

    Ведь сколь грустны сады, где клумбы — как заплаты,
    Где все расчерчено на ровные квадраты,
    Где каждый маленький зеленый уголок
    Причесан так, чтоб в нем укрыться ты не мог,
    Где нет ни дерева без выстриженной ветки
    И одинаковы, как близнецы, беседки,
    Где разлинованы тропинки, как чертеж,
    И где источника без вазы не найдешь,
    Где вместо тополей — шары и пирамиды,
    Пейзажа нет, а есть искусственные виды,
    И всюду пастушки из мрамора стоят…
    Лесная глушь милей, чем этот жалкий сад!

    Природы никогда не будет слишком много:
    Всегда прекрасная, она — творенье бога.

    Наука о садах — вот мирный мой удел,
    И нечто, кажется, я сделать в ней сумел.
    Покрыли землю сплошь теперь в садах газоны,
    И Флора щедрая на их ковер зеленый
    Рассыпала цветы. Вершины скудных гор
    Короной из ветвей украсил пышный бор.

    Читайте также:  Как посадить алоэ – простые советы

    Подражание живописи определяется в поэме Делиля; садовый архитектор становится для него прежде всего садовым живописцем: он живописует, рисует, накладывает краски, подбирает оттенки листвы, рассчитывает окружающие виды и открывающиеся перспективы.

    Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:
    Твоя Природа! сам рисуй и поправляй.
    Но не спеши садить, смотря и замечая,
    Учися украшать, Природе подражая.

    Дерзай, бог создал свет, а человек украсил.

    Любителям садов. и стихов. О поэме Жака Делиля “Сады”


    Жак Делиль

    Уважаемые семидачники! Хочу поделиться с вами одним давнишним и очень интересным для меня открытием.
    Когда-то в 90-х я купила небольшую книжицу по ландшафтному дизайну и планировке сада. Книга мне очень понравилась, и долгое время была моей настольной книгой. С ней я и начала продумывать свой садик. Но больше всего мне понравились приводимые там цитаты из поэмы «Сады» Жака Делиля — французского аббата, философа и поэта ХVIII века.
    Эту прекрасную поэму, своего рода стихотворные рекомендации по устройству садов, я, спустя несколько лет, купила через интернет, чем очень довольна.

    А вспомнила я о ней благодаря нашей Школе ландшафтного дизайна. Ответы на многие наши вопросы, наши темы и обсуждения непревзойденный Жак Делиль великолепно отражает в своей поэме.
    Посудите сами.
    Жак Делиль о двух стилях в ландшафтном дизайне:

    “… Но вот что надо знать любому садоводу:
    Есть два лишь способа преображать природу:
    Один — рассчитанностью линий покорять,
    Другой — нежданными картинами пленять.
    Но — надо выбирать: они несовместимы.
    Тому попробуем примеры привести мы.
    Один являет нам симметрии закон.
    Изделия искусств в сады приносит он.
    Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,
    Из геометрии взяв строгие фигуры,
    Деревья превратив в цилиндры и кубы,
    В каналы — ручейки. Все у него — рабы.
    Он — деспот, властелин, надменный и блестящий.
    Другой всё сохранит: луга, овраги, чащи,
    Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
    Считая госпожой естественность одну. “

    А вот как чудесно пишет он о «диких» цветах, которым тоже находится место в наших садах:

    «Цветы полей, не я один вас песней славил.
    Так радуйте же нас, не соблюдая правил!
    Не надо строить вам докучливых преград.
    Пускай луга, поля сияют и пестрят.
    Вы яркой лентою струитесь вдоль тропинки,
    Свисаете со стен, сверкаете в корзинке,
    Цветете радостно и пышно у воды
    И оживляете газоны и сады!»

    Хочется еще много привести прекрасных цитат, но лучше почитайте эту книгу сами. С интернетом теперь все возможно. Я вот не люблю читать электронные книги, поэтому и заказываю обычные, чтобы можно было полистать, поставить на полочку.
    Читается она не очень легко — ведь это поэзия ХVIII века, да еще в переводе. Поэма содержит много исторических фактов, имен, географических названий — и это тоже интересно и познавательно (в книге есть пояснительные сноски).

    И, не могу… под конец все же еще несколько цитат:

    “… цветенье
    Кустарников всегда возможность нам дает
    Цветущим видеть сад почти что круглый год.
    Едва лишь отцветет один — уже другие
    Бутоны выбросят зеленые, тугие,
    И снова сад цветет, и льется аромат
    Все месяцы с весны до осени подряд.
    Когда же кончится цветенье — ну и что же!
    Кустарник без цветов ведь живописен тоже,
    Он зелен и кудряв, он и пушист, и густ,
    И украшает сад собою каждый куст.”

    «Легко утратить вкус, коль моде угождать.
    Стремясь соединить различнейшие стили,
    Иные модники подряд нагромоздили
    Ротонду, пагоду, беседку, обелиск –
    Европу, Индию, Китай и Рим! А риск,
    Что создан лишь хаос — безвкусицы примета –
    Их не страшит: зато там есть все страны света!»

    «О, нет, не за столом обдумывайте сад!
    Ступайте из дому и, не боясь преград,
    С карандашом в руках окрестность обойдите,
    Представьте общий вид и лишь тогда садите.»

    Ну, не прелесть ли эти стихи! Я даже готова смириться с сомнительным словом «садите»))) Но это уже грех переводчика. Кстати, на мой непрофессиональный взгляд, перевод очень неплохой. Есть и другой перевод этой поэмы, в книге он тоже приводится.

    Поэма “сады” жак делиль

    “Сады или искусство украшать сельские виды”. Сочинение Жака Делиля

    Поэма “Сады” Жак Делиль. “Сады, или искусство украшать сельские виды”

    Поэма “Сады” – гимн садово-парковому искусству, которое в галантном XVIII веке стало занимать одно из ведущих мест в художественной культуре Европы. В этом столетии европейские монархи соревновались между собой в изысканности своих садов и парков, на устройство которых тратилось больше денег, чем на строящиеся дворцы и замки.

    Эта поэма имела в России в начале XIX в. огромный успех.

    Жак Делиль. Поэма “Сады”

    Песнь первая
    Песнь вторая
    Песнь третья
    Песнь четвертая

    Жак Делиль – А. Воейков

    Творчество известного французского писателя и поэта, воспевшего искусство создания сада – Жака Делиля.
    Французский садовник XVIII в. Жак Делиль (1738-1813) прославился тем, что свое представление о гармоничном саде он воплотил не только в созданных им садах, но и облек в стихотворную форму. В своей поэме “Сады” Жак Делиль прямо заявляет, что сады “говорят”, “вещают”, “ведут разговор”, “дают уроки”. “Сады” Жака Делиля без всякого преувеличения можно назвать стихотворным пособием по ландшафтному дизайну, как сейчас принято называть садовое искусство. Советы Делиля, облеченные в яркую, образную форму, звучат сегодня как нельзя более актуально. Судите сами:

    Мне светит Флоры взор: я буду петь сады!
    Я расскажу о том, как весь пейзаж окрестный,
    Возвышенный искусств гармонией чудесной,
    Неузнаваемый приобретает вид
    И восхищает взгляд, и душу веселит,
    А зданья стройные своей архитектурой
    Увенчивают то, что создано натурой.

    Искусство тонкое, что опишу я вам,
    Восходит к прошлому, к далеким временам.
    С тех пор как человек пахать обрел уменье,
    Украсить дом и двор он ощутил стремленье
    И стал вокруг себя сажать для красоты
    По вкусу своему деревья и цветы.

    Итак, начну я песнь, Филиппом вдохновленный.
    Сюжет меня ведет на путь определенный.

    Ведь каждый сад – пейзаж, и он неповторим.
    Он скромен иль богат – равно любуюсь им.
    Художниками быть пристало садоводам!

    Но действуй не спеша и, прежде чем дерзнуть
    Лопатой грубою земли поранить грудь,
    Вглядись в нее любя и, лишь найдя изъяны,
    Берись их исправлять, как лекарь лечит раны.
    Во всем, всегда, везде природе подражай!
    Случалось ли тебе порой увидеть край,
    В котором было все – такое совершенство,
    Что ты почувствовал и трепет, и блаженство?
    Навеки в памяти его запечатлей.
    Как улучшать поля – узнаешь у полей!

    Есть много чудных мест, украшенных на диво.
    Какое предпочесть, решайте справедливо…

    В России северной свирепствуют метели,
    Но мощные леса, их кедры, сосны, ели,
    Мхи и лишайники во мгле морозных зим
    Стоят зеленые под слоем снеговым.
    Умение и труд там все превозмогают.
    Огонь с морозами бороться помогает,
    И Флора юная приходит в свой черед
    Туда, где сам Вулкан Помону бережет.
    Великий мудрый царь принес в народ науку;
    Он над страной простер властительную руку,
    В борьбе со стариной верша свои труды.
    Вкусят потомки им взращенные плоды.

    Читайте также:  Персик Золотой юбилей: описание сорта с фото

    Китай нас поразит и странностью растений,
    И необычностью затейливых строений,
    Изгибом мостиков, и пагод высотой,
    Фарфором, росписью и красок пестротой.

    Чаруют в Турции, в садах ее восточных
    Фонтанов звонкий плеск, журчанье вод проточных,
    Сквозных беседок тень, кусты цветущих роз,
    Пьянящий аромат, кружение стрекоз
    Над влажным мрамором бассейнов, обрамленных
    Толпою томных дев, жарою утомленных.

    Вкруг замка – парк, а в нем – высокие аллеи,
    Лужайки светлые, тропинки, что, белея
    Среди густой травы, притягивают взгляд
    И в глубь кудрявых рощ приветливо манят.
    Там кроны тополей, верхи дубов могучих
    Над светлым кружевом ив и берез плакучих
    Темнеют сотни лет на склонах древних гор.
    Шумит под ветром их многоголосый хор,
    И ветви пышные с годами не редеют,
    А поднимаясь ввысь, растут и молодеют…

    Коль хочешь разбивать, сажать и строить сад,
    Постигни раньше край, узнай, чем он богат;
    Тогда возможности используешь умело,
    И принесет плоды затеянное дело.

    И сад становится прекрасней год от года.
    Творенье ваших рук, он все-таки – природа.

    Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,
    Все сразу поместить – беседки, гроты, замки,
    Часовни, пагоды… Пленить стараясь всех,
    Лишь осуждение ты вызовешь и смех.

    Но не впускайте в сад холодного металла!
    Природу оскорбит вторженье топора!
    Она – художница, и кисть ее добра.
    Как строен и пушист высокий, гордый ясень:
    В нем ветка каждая, в нем каждый лист прекрасен.
    А ножницы… Нет, нет, не троньте! Он живой!
    О, нимфы, прочь скорей! Над вашей головой
    Опасность страшная! Но – кончено… Свершилось!
    Верхушка пышная поникла и свалилась,
    А ясень застонал. Он без вины казнен.

    О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна
    В Эдем, в единый сад была превращена!
    Но вот что надо знать любому садоводу:
    Есть два лишь способа преображать природу:
    Один рассчитанностью линий покорять,
    Другой – нежданными картинами пленять.
    Но – надо выбирать: они несовместимы.
    Тому попробуем примеры привести мы.
    Один являет нам симметрии закон.
    Изделия искусств в сады приносит он.
    Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,
    Из геометрии взяв строгие фигуры,
    Деревья превратит в цилиндры и кубы,
    В каналы – ручейки. Все у него – рабы.
    Он – деспот, властелин, надменный и блестящий.
    Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,
    Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
    Считая госпожой естественность одну.
    Что ж, может быть, они по-своему и правы…

    Ведь сколь грустны сады, где клумбы – как заплаты,
    Где все расчерчено на ровные квадраты,
    Где каждый маленький зеленый уголок
    Причесан так, чтоб в нем укрыться ты не мог,
    Где нет ни дерева без выстриженной ветки
    И одинаковы, как близнецы, беседки,
    Где разлинованы тропинки, как чертеж,
    И где источника без вазы не найдешь,
    Где вместо тополей – шары и пирамиды,
    Пейзажа нет, а есть искусственные виды,
    И всюду пастушки из мрамора стоят…
    Лесная глушь милей, чем этот жалкий сад!

    Природы никогда не будет слишком много:
    Всегда прекрасная, она – творенье бога.

    Читайте также:  Выращивание целозии из семян на рассаду и в открытом грунте

    Наука о садах – вот мирный мой удел,
    И нечто, кажется, я сделать в ней сумел.
    Покрыли землю сплошь теперь в садах газоны,
    И Флора щедрая на их ковер зеленый
    Рассыпала цветы. Вершины скудных гор
    Короной из ветвей украсил пышный бор.

    Подражание живописи определяется в поэме Делиля; садовый архитектор становится для него прежде всего садовым живописцем: он живописует, рисует, накладывает краски, подбирает оттенки листвы, рассчитывает окружающие виды и открывающиеся перспективы.

    Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:
    Твоя Природа! сам рисуй и поправляй.
    Но не спеши садить, смотря и замечая,
    Учися украшать, Природе подражая.

    Дерзай, бог создал свет, а человек украсил.

    Жак делиль – а. воейков

    Проезжая рядом с цветником невозможно не остановить взгляд на какой-нибудь экзотический куст. И как правило приходит мысль, а может необходимо и развести сад? Цветник это прекрасное дополнение для дизайна. Если все началось с положительных чувств, то и день пролетает приятнее. Содержание растительности очень желанное занятие, которое доставляет приятное мироощущение не только членам семьи но и многим соседям.

    Перевод “Садов” Жака Делиля – А.Воейкова

    Перевод “Садов” Жака Делиля – А.Воейкова появился впервые в 1814 г. и был широко распространен в России, оказав большое влияние на развитие российского садово-паркового искусства. Эта поэма имела в России в начале XIX в. огромный успех. В подлиннике поэма Жака Делиля называется “Les jardins ou L’art d’embellir les paysages” (1782). Само название поэмы Жака Делиля в подлиннике и в переводе А. Воейкова свидетельствовало о том, что в этом основном руководстве для устройства пейзажных садов суть их состояла в преобразовании природы: “Сады, или искусство украшать сельские виды”. В этом смысле Делиль-Воейков высказывается на протяжении всей книги неоднократно:

    Вот краски, полотно, вот кисть, соображай: Твоя Природа! сам рисуй и поправляй. Но не спеши садить, смотря и замечая, Учися украшать, Природе подражая.

    Дерзай, бог создал свет, а человек украсил.

    Подражание живописи определяет в поэме Делиля и всю терминологию; садовый архитектор становится для него прежде всего садовым живописцем: он живописует, рисует, накладывает краски, подбирает оттенки листвы, рассчитывает окружающие виды и открывающиеся перспективы.

    Переводя поэму Делиля “Сады” А. Воейков поместил от себя в описание Делилем лучших садов мира специальный раздел о садах Москвы:

    Старинные сады, монархов славных ихОстанки славные, почтенны ввек для них,Вельмож, царей, цариц святятся именами,И вкуса древнего им служат образцами.Увеселительный Коломенский дворец,Где обитал Петра Великого отец,И где Великий сей младенец в свет родился,И в Вифлеем чертог царя преобразился;На берегу Москвы обширный сад густой,Лип, вишен, яблонь лес, где часто в летний зной,Любя прохладу вод и тени древ густыя,Честолюбивая покоилась София. (Здесь А. Воейков имеет в виду сад XVII в. “в селе Софьине в 40 верстах от Москвы по Коломенской дороге”.)Источник: http://www.florets.ru

    Жак Делиль. Поэма “Сады”

    Песнь перваяПеснь втораяПеснь третьяПеснь четвертая

    Ж ак Делиль – французский аббат и литератор. Родился в местечке Айге-Перье 22 июня 1738 года; умер в Париже 1 мая 1813 года.

    Он получил свое образование в школе Де-Лизьё в Париже и стал инструктором школы Де-ла-Марш в том же городе. Его стихотворный перевод поэмы Вергилия “Георгики”, изданный в 1770 году, имел очень большой успех и в конечном счете послужил основанием для предоставления ему почетного звания члена Французской Академии Наук. Впоследствии Жака Делиля назначили на кафедру поэзии в Университете Франции и через протекцию виконта д’Артоса он получил приход в Аббатстве Святого Северина, но обязанности его здесь были невелики.

    В 1786 году он сопроводждал виконта Де-Шевазеля в экспедиции в Константинопль и Грецию. Однако эта поездка на Восток не оставила заметного следа в его литературной карьере.

    Французская Революция лишила его прихода и в 1794 он вынужден был оставить Францию. Находясь в ссылке он посетил Швейцарию, Германию и Англию. В 1802 году Делиль возвратился во Францию и вновь занял свое место во Французской Академии.

    В течение некоторых лет Жак Делиль считался на родине великим поэтом, Вольтер однажды назвал его французским Вергилием, но он не очень долго наслаждался изменчивой фортуной. В конце концов, несмотря на всеобщее признание в том, что он замечательный стихотворец, имеющий в своем богаже все секреты этого сложного искусства, стало складываться мнение, что его длинные описательные стихотворения, однако, полностью лишены поэтического чувства и вдохновения. Они представляют собой поразительную иллюстрацию различия между поэзией и стихосложением.

    Кем призывал стать садоводов Жак Делиль в своей поэме сады?

    Condorita Искусственный Интеллект (620783) 6 лет назад

    Само название поэмы Делиля в подлиннике и в переводе А. Воейкова свидетельствовало о том, что в этом основном руководстве для устройства пейзажных садов суть их состояла в преобразовании природы: «Сады, или искусство украшать сельские виды» * >. В этом смысле Делиль-Воейков высказывается на протяжении всей книги неоднократно:

    Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:

    Твоя Природа! сам рисуй и поправляй.

    Но не спеши садить, смотря и замечая,

    Учися украшать, Природе подражая.

    Дерзай, бог создал свет, а человек украсил.

    Устроитель пейзажных садов, по мысли Ж. Делиля, должен в первую очередь подражать не природе, а живописцам — и живописцам прежде всего XVII в. Никола Пуссену и Клоду Лоррену, писавшим по преимуществу виды Римской Кампаньи:

    Читайте также:  Душица обыкновенная — необыкновенная орегано

    Печать отличия святыней почитай;

    Картины сельские рисуй и украшай

    Чертами красоты им свойственного рода:

    Природа лучше там, однако все — Природа;

    Картина верная, хоть нет ей образца.

    Так Бергем *’ и Пуссень, два славные творца,

    Умели выбирать и овладеть красами;

    И все, что живопись могла в природе взять,

    Садовник! поспеши обратно ей отдать.

    “Сады или искусство украшать сельские виды”. Сочинение Жака Делиля

    Французский садовник XVIII в. Жак Делиль (1738—1813) прославился тем, что свое представление о гармоничном саде он воплотил не только в созданных им садах, но и облек в стихотворную форму в поэме “Сады”. “Сады” Жака Делиля без всякого преувеличения можно назвать стихотворным пособием по ландшафтному дизайну, как сейчас принято называть садовое искусство. Советы Делиля, облеченные в яркую, образную форму, звучат сегодня как нельзя более актуально. Судите сами:

    Мне светит Флоры взор: я буду петь сады!

    Я расскажу о том, как весь пейзаж окрестный,

    Возвышенный искусств гармонией чудесной,

    Неузнаваемый приобретает вид

    И восхищает взгляд, и душу веселит,

    А зданья стройные своей архитектурой

    Увенчивают то, что создано натурой.

    Искусство тонкое, что опишу я вам,

    Восходит к прошлому, к далеким временам.

    С тех пор как человек пахать обрел уменье,

    Украсить дом и двор он ощутил стремленье

    И стал вокруг себя сажать для красоты

    По вкусу своему деревья и цветы.

    Итак, начну я песнь, Филиппом вдохновленный.

    Сюжет меня ведет на путь определенный.

    Ведь каждый сад – пейзаж, и он неповторим.

    Он скромен иль богат – равно любуюсь им.

    Художниками быть пристало садоводам!

    Но действуй не спеша и, прежде чем дерзнуть

    Лопатой грубою земли поранить грудь,

    Вглядись в нее любя и, лишь найдя изъяны,

    Берись их исправлять, как лекарь лечит раны.

    Во всем, всегда, везде природе подражай!

    Случалось ли тебе порой увидеть край,

    В котором было все – такое совершенство,

    Что ты почувствовал и трепет, и блаженство?

    Навеки в памяти его запечатлей.

    Как улучшать поля – узнаешь у полей!

    Есть много чудных мест, украшенных на диво.

    Какое предпочесть, решайте справедливо.

    В России северной свирепствуют метели,

    Но мощные леса, их кедры, сосны, ели,

    Мхи и лишайники во мгле морозных зим

    Стоят зеленые под слоем снеговым.

    Умение и труд там все превозмогают.

    Огонь с морозами бороться помогает,

    И Флора юная приходит в свой черед

    Туда, где сам Вулкан Помону бережет.

    Великий мудрый царь принес в народ науку;

    Он над страной простер властительную руку,

    В борьбе со стариной верша свои труды.

    Вкусят потомки им взращенные плоды.

    Китай нас поразит и странностью растений,

    И необычностью затейливых строений,

    Изгибом мостиков, и пагод высотой,

    Фарфором, росписью и красок пестротой.

    Чаруют в Турции, в садах ее восточных

    Фонтанов звонкий плеск, журчанье вод проточных,

    Сквозных беседок тень, кусты цветущих роз,

    Пьянящий аромат, кружение стрекоз

    Над влажным мрамором бассейнов, обрамленных

    Толпою томных дев, жарою утомленных.

    Вкруг замка – парк, а в нем – высокие аллеи,

    Лужайки светлые, тропинки, что, белея

    Среди густой травы, притягивают взгляд

    И в глубь кудрявых рощ приветливо манят.

    Там кроны тополей, верхи дубов могучих

    Над светлым кружевом ив и берез плакучих

    Темнеют сотни лет на склонах древних гор.

    Шумит под ветром их многоголосый хор,

    И ветви пышные с годами не редеют,

    А поднимаясь ввысь, растут и молодеют.

    Коль хочешь разбивать, сажать и строить сад,

    Постигни раньше край, узнай, чем он богат;

    Тогда возможности используешь умело,

    И принесет плоды затеянное дело.

    И сад становится прекрасней год от года.

    Творенье ваших рук, он все-таки – природа.

    Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,

    Все сразу поместить – беседки, гроты, замки,

    Часовни, пагоды. Пленить стараясь всех,

    Лишь осуждение ты вызовешь и смех.

    Но не впускайте в сад холодного металла!

    Природу оскорбит вторженье топора!

    Она – художница, и кисть ее добра.

    Как строен и пушист высокий, гордый ясень:

    В нем ветка каждая, в нем каждый лист прекрасен.

    А ножницы. Нет, нет, не троньте! Он живой!

    О, нимфы, прочь скорей! Над вашей головой

    Опасность страшная! Но – кончено. Свершилось!

    Верхушка пышная поникла и свалилась,

    А ясень застонал. Он без вины казнен.

    О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна

    В Эдем, в единый сад была превращена!

    Но вот что надо знать любому садоводу:

    Есть два лишь способа преображать природу:

    Один рассчитанностью линий покорять,

    Другой – нежданными картинами пленять.

    Но – надо выбирать: они несовместимы.

    Тому попробуем примеры привести мы.

    Один являет нам симметрии закон.

    Изделия искусств в сады приносит он.

    Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,

    Из геометрии взяв строгие фигуры,

    Деревья превратит в цилиндры и кубы,

    В каналы – ручейки. Все у него – рабы.

    Он – деспот, властелин, надменный и блестящий.

    Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,

    Читайте также:  Мангольд: уход, полив, фото, пересадка, размножение

    Пригорки, впадины, неровность, кривизну,

    Считая госпожой естественность одну.

    Что ж, может быть, они по-своему и правы.

    Ведь сколь грустны сады, где клумбы – как заплаты,

    Где все расчерчено на ровные квадраты,

    Где каждый маленький зеленый уголок

    Причесан так, чтоб в нем укрыться ты не мог,

    Где нет ни дерева без выстриженной ветки

    И одинаковы, как близнецы, беседки,

    Где разлинованы тропинки, как чертеж,

    И где источника без вазы не найдешь,

    Где вместо тополей – шары и пирамиды,

    Пейзажа нет, а есть искусственные виды,

    И всюду пастушки из мрамора стоят.

    Лесная глушь милей, чем этот жалкий сад!

    Природы никогда не будет слишком много:

    Всегда прекрасная, она – творенье бога.

    Наука о садах – вот мирный мой удел,

    И нечто, кажется, я сделать в ней сумел.

    Покрыли землю сплошь теперь в садах газоны,

    И Флора щедрая на их ковер зеленый

    Рассыпала цветы. Вершины скудных гор

    Короной из ветвей украсил пышный бор.

    Подражание живописи определяется в поэме Делиля; садовый архитектор становится для него прежде всего садовым живописцем: он живописует, рисует, накладывает краски, подбирает оттенки листвы, рассчитывает окружающие виды и открывающиеся перспективы.

    Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:

    Твоя Природа! сам рисуй и поправляй.

    Но не спеши садить, смотря и замечая,

    Комментариев пока нет!

    Популярные:
    Другие растения:

    Садоводы любят яркие цветы. Чтобы видеть у себя в саду приятно цветущее растение нужно применять тонкости разведения. В приведенной подборке редакторы.

    &#13Сорта клематисов Садовая классификация сортов клематисов

    Проходя рядом с красивым цветником не получается не обратить внимание на какой-нибудь прекрасный куст. И как правило пролетает мысль, а может стоит и дома.

    &#13Иланг-иланг Иланг-иланг – “цветок всеx цветков” (flower of flowers)

    Многие из культивируемых растений разделены на классы. Некоторые возможно разводить только в саду. Определенные растения получится.

    &#13Декоративные кустарники Выбор кустарников с разным периодом цветения.

    Большинство культивируемых растений разделяются на виды. Некоторые группы возможно разводить только в домашних условиях без неблагоприятной погоды. Какие-то возможно разводить строго в открытом воздухе. Есть.

    &#13Уход за финиковой пальмой Финик из косточки: уход и выращивание в домашних условиях

    Большинство уважают необычные цветы. Чтобы держать у себя в оранжерее здоровое растение важно соблюдать тонкости разведения. Капризное живое существо требует тщательного подхода. В данной.

    &#13Растения для альпийской горки Подбор растений для альпинария

    Если все началось с позитивных ощущений, то и день проходит с минимальными стрессами. Выращивание растений очень приятное хобби, которое обеспечивает положительные.

    Последние:
    Вертикальное озеленение Лианы для вертикального озеленения

    .

    Китайский сад – гармония инь и янь (инь-ян) Принцип создания китайского сада

    .

    Современные тенденции в ландшафтном дизайне

    .

    Читают на сайте

    Мед – эликсир долголетия Лечебные и полезные свойства меда

    чтобы видеть у себя дома часто цветущее растение важно найти секреты ухода. Садоводы любят экзотические растения. Экзотическое живое существо .

    Уход за гиппеаструмом Как правильно ухаживать за гиппеаструмом.

    чтобы вырастить у себя дома здоровое растение следует знать секреты ухода. Большинство хотят выращивать яркие цветы. Условия выращивания многих видов .

    Магия флоксов История и легенды о флоксах

    Критичные принципы культивации состоят из контроля влагосодержания атмосферы, регулярности поступления воды в грунт и обеспечения правильной .

    Поэма «сады» жак делиль

    «Сады или искусство украшать сельские виды». Сочинение Жака Делиля

    Поэма «Сады» Жак Делиль. «Сады, или искусство украшать сельские виды»

    Поэма “Сады” — гимн садово-парковому искусству, которое в галантном XVIII веке стало занимать одно из ведущих мест в художественной культуре Европы. В этом столетии европейские монархи соревновались между собой в изысканности своих садов и парков, на устройство которых тратилось больше денег, чем на строящиеся дворцы и замки.

    Эта поэма имела в России в начале XIX в. огромный успех.

    Жак Делиль. Поэма «Сады»

    Песнь первая
    Песнь вторая
    Песнь третья
    Песнь четвертая

    Жак Делиль — А. Воейков

    Творчество известного французского писателя и поэта, воспевшего искусство создания сада — Жака Делиля.
    Французский садовник XVIII в. Жак Делиль (1738-1813) прославился тем, что свое представление о гармоничном саде он воплотил не только в созданных им садах, но и облек в стихотворную форму. В своей поэме «Сады» Жак Делиль прямо заявляет, что сады «говорят», «вещают», «ведут разговор», «дают уроки». «Сады» Жака Делиля без всякого преувеличения можно назвать стихотворным пособием по ландшафтному дизайну, как сейчас принято называть садовое искусство. Советы Делиля, облеченные в яркую, образную форму, звучат сегодня как нельзя более актуально. Судите сами:

    Мне светит Флоры взор: я буду петь сады!
    Я расскажу о том, как весь пейзаж окрестный,
    Возвышенный искусств гармонией чудесной,
    Неузнаваемый приобретает вид
    И восхищает взгляд, и душу веселит,
    А зданья стройные своей архитектурой
    Увенчивают то, что создано натурой.

    Искусство тонкое, что опишу я вам,
    Восходит к прошлому, к далеким временам.
    С тех пор как человек пахать обрел уменье,
    Украсить дом и двор он ощутил стремленье
    И стал вокруг себя сажать для красоты
    По вкусу своему деревья и цветы.

    Итак, начну я песнь, Филиппом вдохновленный.
    Сюжет меня ведет на путь определенный.

    Ведь каждый сад — пейзаж, и он неповторим.
    Он скромен иль богат — равно любуюсь им.
    Художниками быть пристало садоводам!

    Но действуй не спеша и, прежде чем дерзнуть
    Лопатой грубою земли поранить грудь,
    Вглядись в нее любя и, лишь найдя изъяны,
    Берись их исправлять, как лекарь лечит раны.
    Во всем, всегда, везде природе подражай!
    Случалось ли тебе порой увидеть край,
    В котором было все — такое совершенство,
    Что ты почувствовал и трепет, и блаженство?
    Навеки в памяти его запечатлей.
    Как улучшать поля — узнаешь у полей!

    Есть много чудных мест, украшенных на диво.
    Какое предпочесть, решайте справедливо…

    В России северной свирепствуют метели,
    Но мощные леса, их кедры, сосны, ели,
    Мхи и лишайники во мгле морозных зим
    Стоят зеленые под слоем снеговым.
    Умение и труд там все превозмогают.
    Огонь с морозами бороться помогает,
    И Флора юная приходит в свой черед
    Туда, где сам Вулкан Помону бережет.
    Великий мудрый царь принес в народ науку;
    Он над страной простер властительную руку,
    В борьбе со стариной верша свои труды.
    Вкусят потомки им взращенные плоды.

    Читайте также:  Советы по уходу и выращиванию георгинов в домашних условиях

    Китай нас поразит и странностью растений,
    И необычностью затейливых строений,
    Изгибом мостиков, и пагод высотой,
    Фарфором, росписью и красок пестротой.

    Чаруют в Турции, в садах ее восточных
    Фонтанов звонкий плеск, журчанье вод проточных,
    Сквозных беседок тень, кусты цветущих роз,
    Пьянящий аромат, кружение стрекоз
    Над влажным мрамором бассейнов, обрамленных
    Толпою томных дев, жарою утомленных.

    Вкруг замка — парк, а в нем — высокие аллеи,
    Лужайки светлые, тропинки, что, белея
    Среди густой травы, притягивают взгляд
    И в глубь кудрявых рощ приветливо манят.
    Там кроны тополей, верхи дубов могучих
    Над светлым кружевом ив и берез плакучих
    Темнеют сотни лет на склонах древних гор.
    Шумит под ветром их многоголосый хор,
    И ветви пышные с годами не редеют,
    А поднимаясь ввысь, растут и молодеют…

    Коль хочешь разбивать, сажать и строить сад,
    Постигни раньше край, узнай, чем он богат;
    Тогда возможности используешь умело,
    И принесет плоды затеянное дело.

    И сад становится прекрасней год от года.
    Творенье ваших рук, он все-таки — природа.

    Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,
    Все сразу поместить — беседки, гроты, замки,
    Часовни, пагоды… Пленить стараясь всех,
    Лишь осуждение ты вызовешь и смех.

    Но не впускайте в сад холодного металла!
    Природу оскорбит вторженье топора!
    Она — художница, и кисть ее добра.
    Как строен и пушист высокий, гордый ясень:
    В нем ветка каждая, в нем каждый лист прекрасен.
    А ножницы… Нет, нет, не троньте! Он живой!
    О, нимфы, прочь скорей! Над вашей головой
    Опасность страшная! Но — кончено… Свершилось!
    Верхушка пышная поникла и свалилась,
    А ясень застонал. Он без вины казнен.

    О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна
    В Эдем, в единый сад была превращена!
    Но вот что надо знать любому садоводу:
    Есть два лишь способа преображать природу:
    Один рассчитанностью линий покорять,
    Другой — нежданными картинами пленять.
    Но — надо выбирать: они несовместимы.
    Тому попробуем примеры привести мы.
    Один являет нам симметрии закон.
    Изделия искусств в сады приносит он.
    Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,
    Из геометрии взяв строгие фигуры,
    Деревья превратит в цилиндры и кубы,
    В каналы — ручейки. Все у него — рабы.
    Он — деспот, властелин, надменный и блестящий.
    Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,
    Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
    Считая госпожой естественность одну.
    Что ж, может быть, они по-своему и правы…

    Ведь сколь грустны сады, где клумбы — как заплаты,
    Где все расчерчено на ровные квадраты,
    Где каждый маленький зеленый уголок
    Причесан так, чтоб в нем укрыться ты не мог,
    Где нет ни дерева без выстриженной ветки
    И одинаковы, как близнецы, беседки,
    Где разлинованы тропинки, как чертеж,
    И где источника без вазы не найдешь,
    Где вместо тополей — шары и пирамиды,
    Пейзажа нет, а есть искусственные виды,
    И всюду пастушки из мрамора стоят…
    Лесная глушь милей, чем этот жалкий сад!

    Природы никогда не будет слишком много:
    Всегда прекрасная, она — творенье бога.

    Наука о садах — вот мирный мой удел,
    И нечто, кажется, я сделать в ней сумел.
    Покрыли землю сплошь теперь в садах газоны,
    И Флора щедрая на их ковер зеленый
    Рассыпала цветы. Вершины скудных гор
    Короной из ветвей украсил пышный бор.

    Подражание живописи определяется в поэме Делиля; садовый архитектор становится для него прежде всего садовым живописцем: он живописует, рисует, накладывает краски, подбирает оттенки листвы, рассчитывает окружающие виды и открывающиеся перспективы.

    Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:
    Твоя Природа! сам рисуй и поправляй.
    Но не спеши садить, смотря и замечая,
    Учися украшать, Природе подражая.

    Дерзай, бог создал свет, а человек украсил.

  • Ссылка на основную публикацию